«Знакомство старших дошкольников с родным краем посредством музейной педагогики».

 «Знакомство старших дошкольников с родным краем посредством музейной педагогики». 

Педагог – психолог МАДОУ № 31 Л.А.Хрулева 

"Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно". Л.Н. Толстой 

Изучение родного края, патриотическое воспитание представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, опору его жизнеспособности, одно из первостепенных условий эффективности функционирования всей системы социальных и государственных институтов. 

 Сегодня можно наблюдать, что такие понятия как любовь к Родине, защита Отечества, самоотверженность, патриотический и гражданский долг, казавшиеся раньше незыблемыми, стали размываться. Усвоение ценностей и норм жизни, утвердившихся в обществе, объективный, но не стихийный процесс. Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому оно не наследуется, а формируется. Поэтому одной из важнейших задач современного дошкольного учреждения является формирование понятий Родина, Отечество, Отчизна. 

 Родина включает в себя все многообразие социальных и природных факторов, которые объединяются понятиями семья, микрорайон, деревня, город. По мере своего развития ребенок постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу группы, детскому саду, народу. Задача педагогов и родителей – как можно раньше побудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни. 

 На каждом возрастном этапе проявления патриотизма, патриотическое воспитание имеет свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира. Возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения, не реализуются сами по себе, необходима целенаправленная, систематическая деятельность педагогов, разработка проектов, методических рекомендаций. Оптимальным решением построения целостной системы патриотического образовательного пространства, где реализуются данные проекты, является музейная педагогика. Музейная педагогика является именно тем стержнем, соединяющим детский сад и музей, что оказывает существенное влияние на воспитание детей. 

Музейная педагогика дает возможность ребенку целостную картину мира, позволяет раскрыть и развивать свои способности, помогает осознать себя гражданином и патриотом, именно она представляет собой конструктивную альтернативу традиционной организации патриотического образовательного процесса в детском саду. Интерес к окружающему миру, к культуре пробуждается у ребенка в раннем возрасте, когда рамки его ограничиваются стенами дома, близкими людьми, привычными предметами, установившимися правилами и нормами поведения. Средства музейной педагогики, взаимное партнерство, сотрудничество с родителями в ходе воспитательно – образовательного процесса позволяют расширить духовно нравственные представления детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, живущими, работающими, рядом. Появляется возможность «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – формируется достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь, мышление т.д.). Поэтому в нашем детском саду разработаны планы работы с музеями города и мы посещаем: Государственный исторический музей Южного Урала (краеведческий музей), где работники музея проводят с детьми беседы, экскурсии по истории нашего края. Дети проживают определенную тематическую, историческую ситуацию или исторический период, расширяют свои знания об особенностях природы нашего края, совершают «путешествия» в далекое прошлое края. 

 Наши музеи ждут посетителей. 

 • Челябинский областной краеведческий музей - Государственный исторический музей Южного Урала (краеведческий музей), по улице Труда дом 100; Постоянная экспозиция состоит из трех залов: «Зал природы и древней истории», «Зал истории и народного быта», «Зал истории XX века».  

• Музей декоративно-прикладного искусства Урала, площадь Революции 1; • Музей занимательной науки "Экспериментус", улица Труда 95; 

 • Челябинская областная картинная галерея, улица Труда 92а; 

 • Музей подвижного состава ЮУЖД на привокзальной площади и улице и филиал Цвиллинга 61 

 • Музей ретро-автомобилей Челябинск, Троицкий тракт, 22а/1

 • Музей военной техники под открытым небом Челябинск, ул. Героев Танкограда, 118, Парк «Сад Победы» Вход свободный 

 И еще более 30 музеев разной тематики и направленности, в которых проводятся экскурсии. Очень любят дети экскурсии - прогулки по родному городу с красивыми улицами, скверами, разноцветными клумбами, цветочными композициями, фонтанами. С удовольствием гуляют в парке им. Ю.А.Гагарина, где знакомятся с природой родного города. Детей также знакомим с историческими и культурными памятниками города. В своих конструкциях, формах, декоративных оформлениях памятники раскрывают жизненный уклад, региональные условия, эстетическую сторону времени. 

 В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому в детском саду создаются «мини – музеи». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Назначение музея – патриотическое воспитание дошкольников, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, и истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками. 

 Содержание, оформление и назначение мини – музеев отражают специфику возраста детей. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего» Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитывать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свой город, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Важная особенность мини – музеев – участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини – музею, они приносят из дома экспонаты, рассказывают о них, внимательно слушают взрослых, которые тоже принесли какую – нибудь старинную вещь. 

 В нашем детском саду существуют 2 мини – музея: - «Русская изба» и «комната татаро – башкирского быта», где педагоги активно проводят разные мероприятия – рассказывают и показывают народные сказки, организуют «посиделки» иногда вместе с родителями, готовят русские блюда к чаю – баранки и варенье, рассматривают одежду, предметы быта, слушают русскую и татаро – башкирскую музыку, читают стихи, загадывают загадки, учат пословицы и поговорки, поют частушки, лепят птичек, рисуют и просто играют и общаются. Детям очень нравится в детсадовском музее. 


Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города, поселка, села. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Формирование исторических знаний по истории родного края – это сложный педагогический процесс, предполагающий совместную деятельность родителей, педагогов и воспитанников. 

 Воспитание уважительного отношения детей к родному краю формирует представления о моральных ценностях, способствует осознанию и развитию таких нравственных качеств, как отзывчивость, смелость, гордость, уважение. 

 Литература: 1.Музеи Онлайн. 

 2. «Мини – музей в детском саду», Рыжова Н., Логинова Л., Данимок А., «Линка – пресс», М.,- 2008г.

 3. «Музейная педагогика», под ред. Морозовой А.Н., Мельниковой О.В., Тв. Центр, М., 2008г. 

 4. «Музей и дети», Пантелеева Л.В., Изд.Дом «Карапуз», М., 2000г.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Подготовка детей к школе: Понятийно – логическое мышление:

Рекомендации для родителей при подготовке к школе.

консультация для родителей Понимаем ли мы друг друга?