Ребенок от 1 года до 3 лет: можно ли жить без плача?
Ребенок
от 1 года до 3 лет: можно ли жить без плача?
Главное, что нужно знать о детском плаче
ребенка в возрасте от года до трех - это то, что эти дети свой плач могут как
произвольно запускать, так и свободно, практически мгновенно его прекращать.
Это удивительная картина: вот двухлетка с отчаянно несчастным плачем бежит к
маме, которая единственно может ее спасти, но на ее пути стою я. Она стукается
о мои ноги, поднимает голову, плач мгновенно прекращается, глаза внимательные и
спокойные. Поняв, что это не мама и вообще не интересно, малышка возвращается к
своим делам, огибает эти ненужные ей ноги и снова с отчаянно несчастным плачем
бежит к своей маме.
Видели такое?
Об этом феномене с удивленным восхищением
рассказывают очень многие родители.
Сцена в гостях. В комнате было нас трое: я, племяшка два
года и другая малышка того же возраста. Племяшка чем-то зацепила подружку, та
ее в ответ укусила. Племяшке больно, следствие - плач. Первое ее движение в
состояние плача было в мою сторону, но я смотрел на нее спокойно, не жалел. Она
постояла, видимо вспомнила, что я пару раз уже не реагировал на ее плач, тогда
она бежит к маме. Мама начинает жалеть ее и дает ее вкусненькое. Плач
прекращается мгновенно, ребенок с удовольствием жует колбаску...
Первое, что важно знать всем родителям: в этом
возрасте дети начинают своим плачем просто развлекаться. Плач для ребенка -
вовсе не всегда отражение какой-либо трагедии, это такая же энергичная форма
жизнедеятельности, как смех или игра. И бодро поплакать ребенку так же нравится,
как покричать или посмеяться. Поплакать - это одна из его любимых игрушек.
Второе и третье, дети в этом возрасте начинают
плакать с особой целью: плакать, чтобы их не ругали родители. Их плач - не
просто способ психологической защиты, это полностью осознанный способ защиты от
родителей.
Рассказ-воспоминание: «Мне года три, разбила кружку, заплакала.
Хорошо помню разговор с бабушкой. Она: Что ты плачешь? Тебе жалко кружку? -
Нет. - А зачем ты плачешь? - Чтобы ты меня не ругала за разбитую кружку. - А
разве я тебя ругаю? - Нет. А вдруг будешь? … Я помню, что плакала качественно,
со слезами. При этом я осознавала, что плачу не из-за кружки. Это был
«опережающий» плач на тему: как же меня ругать, я и так плачу!
При этом самая главная функция детского плача
все-таки в другом: плач для ребенка - это вполне осознанный инструмент для
влияния на родителей. Ребенок пускает свой плач в ход, когда он хочет чего-то
добиться. Самое простое: если попросить просто, то мама машинку не купит, а
если ей заплакать - то купит. Такой плач называет инструментальным плачем, но
инструментальный плач ребенка после года отличается от плача младенца двумя
обстоятельствами.
Первое обстоятельство состоит в том, плач
малыша этого возраста уже стал его свободным инструментом. То есть, если младенец своим плачем настаивает только на том, что ему
действительно необходимо, то ребенок от 1 до 3 лет использует свой плач
полностью свободно, для любых своих целей.
Расшифруем это. Начиная с года жизни (иногда и
немного раньше) круг потребностей ребенка расширяется. А именно, если малыша до
года все основные потребности - настоящие, честные, то теперь у ребенка
появляются потребности придуманные, произвольные.
Раньше младенец
плакал, если ему хотелось есть, пить и быть в сухости, то теперь малыш плачет,
потому что ему хочется красный паровозик или кудрявую куколку: он без нее жить
не может.
После года жизни ребенок начинает добиваться
своим плачем не только того, что ему реально необходимо, а еще и того, что ему
просто хочется. Плач становится чисто инструментальным, становится для ребенком свободным
инструментом достижения его произвольных целей.
Рассказывает папа: У меня двойняшки, им год и три месяца.
Согласен, до года мои девочки действительно плакали только по делу: мокрая, голодная,
газики, спать, перегруз впечатлениями, зубки… А тут – плач, чтобы уделили
больше внимания, чем сестре! Плач совсем без «честных» причин, чёткий
инструментальный плач! Поскольку мы не «велись», плач вдруг резко обрывался и
дочка совершенно спокойно переключилась на другие дела. Конечно, мы не просто
игнорировали нежелательное поведение, а подкрепляли желательное: немедленно
подходили, когда дочка просила об этом приемлемо. Где-то за полторы недели
попытки давить на меня прекратились.
Рассказ дедушки: Внучке 3 года, я зимой повел ее кататься на
санках с горки. Внучка скатилась с горки, санки перевернулись. Вижу - упала,
лежит, барахтается в снегу, не плачет. Спускаюсь с горки, подхожу к ней. Она на
меня спокойно смотрит, перестает барахтаться и начинает плакать. Как так? Не
плакала же!. Получается, что сама по себе внучка готова была справляться с
ситуацией, как могла. Но поскольку подошел дед – она решила, что надо сменить
тактику: поплакать, чтобы ее подняли, отряхнули от снега и посадили обратно в
санки.
Вторая важная особенность плача ребенка после
года в открытости его намерений: в это время ребенок готов честно говорить,
кому и для чего он плачет. "Я не тебе плачу, я маме плачу! - А что ты маме
плачешь? - А что она с сестренкой сидит, пусть со мной поиграет!"
Ребенок от года до трех умеет уже не только
мгновенно запускать и выключать свой плач, но и подбирать нужный плач под
конкретного адресата. На маму может действовать одно, на бабушку другое. На
папу, например, может действовать только отчаянный крик, такой, что прибежит
бабушка и объяснит папе, что он за человек. Ребенок подбирает эти инструменты
под конкретных родителей, а подобрав, играет на них как по нотам. Вы замечали,
что у детей обычно разный характер: с мамой один, с бабушкой другой, с папой –
третий. Характер ребенка - это его способ влияния лично на вас. Дети умные и
сообразительные, они методично подбирают то, что работает лично под вас.
Рассказ папы: Машеньке
2 года, сидит, что-то бормочет про себя. Прислушался - она конструирует будущий
диалог, говорит и за себя, и за маму: "Мама, пить! Мама, очень хочу
пить!" - "На, Машенька, попей!" - "Не хочу, эта вода
противная!" Она репетирует то, что будет ей радость и проблема
родителям...
Это время, когда ребенок осваивает уже не
просто плач, а настоящие истерики. Обычно дети начинают истерики, подглядев как
это делается у других детей, после чего пробуют истерику на своих родителях.
Если родители по факту истерику разрешают и своими действиями ее подкрепляют,
ребенок начинает истерику активно использовать. Этим, собственно, и знаменуется
известный всем кризис трех лет.
И что же делать с
плачем в этом возрасте?
Первое - это что не делать. Даже если вы понимаете, что ребенок вами
когда-то манипулировал, не надо на него сердиться и его в этом обвинять.
"Ловкачество, манипуляции, ты вечно капризничаешь!" - все это негативные
внушения. Если вы скажете:
"Как ты бодро плачешь! Энергичный ты мой, дай тебя обниму!" - это
будет веселее и позитивнее.
Второе - не подкреплять поведение плача. Это важный и не простой пункт,
потому что большинство мам не понимают: если ребенок заплакал, то ваше
сопереживание и жалость поддерживают его плач. Если ваш малыш ударился и хочет
заплакать, то ваше желание пожалеть и мягкое "Миленький, ударился, или я
тебя пожалею!" как раз запускают плач и жалобы. Напротив того, ваша
спокойная реакция успокаивает ребенка, деятельная - переключает его внимание.
Творческие родители с
удовольствием учат своих малышек на проблемы и неприятности реагировать не
плачем, а смехом и радостью. Действительно, а почему бы и нет?
А третье и главное - это учить ребенка, как можно добиваться своего без плача.
Учите вашего ребенка обращаться с просьбой. Это простое правило знают все
разумные мамы, а именно - если ребенок бежит к вам с плачем, вы не торопитесь
его жалеть, а спокойно говорите: "Когда ты плачешь, я ничего не могу
понять. Ты вначале успокойся, скажи: Что
у тебя случилось? Что ты хочешь".
автор А.Н.Козлов
Комментарии
Отправить комментарий