Рисуем будущее с подростком
Рисуем будущее с подростком
Я – мама подростка. Моей дочери Алене 13 лет. Последние 3
года я регулярно спрашивала ее, кем она хочет стать, когда вырастет. Но всё
было бесполезно: Алена от вопросов уходила, поскольку не могла сказать ничего
конкретного. Я долго думала, как помочь Алене сформулировать своё будущее, свои
цели на взрослую жизнь, и вот однажды попробовала сделать так…
Я посадила ее перед собой и сказала: «Алена, устраивайся
поудобнее. Хорошо. А теперь закрой глаза и представь, что прошло 10 лет…
Расскажи мне, где ты находишься? Чем ты там занимаешься? Что вокруг тебя?».
Алена (с моей помощью) расслабилась и стала фантазировать, постепенно мы
переключились на то, где она теперь учится, потом – где она после этого стала
работать. Это Алену увлекло, и вот она уже начала рассказывать, что в будущем
она представляет себя в зале суда, где произносит речь, которая доказывает
невиновность человека. Чем больше она рассказывала, чем больше деталей она
добавляла, тем увереннее звучал ее голос. «Отлично!», сказала я, и мы вернулись
в день сегодняшний. «А теперь скажи мне, что нужно сделать сегодня, чтобы
получить такое будущее?» И тогда Алена начала думать…
Для того, чтобы Алена представила свою цель и шаги к ее
достижению более наглядно, я попросила ее нарисовать это на бумаге. При этом я
ее попросила не стараться сделать правильно, а писать все, что приходит ей в
голову.
У Алены получилась вот такая картинка:
Когда Алена закончила свой рисунок, она посмотрела на него и
воскликнула: «Мама! Получается, что я уже сейчас могу многое делать, чтобы
достичь того, чего хочу!». Для нее этого было открытие! Конечно, я и до этого
постоянно говорила ей, что уже сейчас она может строить свое будущее, для
раньше для Алены это были пустые слова. А теперь картинка-схема, нарисованная
ею собственноручно, оказалась готовым планом её действий с понятными шагами.
Это был уже ее собственный проект, и он не вызывал у неё протеста. У Алёны
появился проект своей жизни!
На следующий день Алена перенесла свою карту на большой лист
ватмана и повесила над своим письменным столом. «Зачем?» - спросила я её. Она
сказала: «Хочу, чтобы мой план всегда был у меня перед глазами!».
Её жизнь начала быстро меняться. Раньше, когда я обращала ее
внимание, что она тратит время впустую, она фыркала, а сейчас на мои дружеские
(только дружеские!) вопросы: «А просмотр этого сериала ведет тебя к твоей
цели?», «А с какой целью ты сидишь ВКонтакте?», «Под какую задачу ты играешь в
эту игру?», Алена задумывается… Да, она много времени проводит ВКонтакте, но
теперь ищет там полезные ей обучающие ролики, статьи по саморазвитию и
видеоуроки. Её самооценка сильно повысилась: «Я не бездельничаю! Я иду к своей
цели!» А самое главное, я уверена: через некоторое время мой голос превратится
в ее внутренний голос, и она сама уже будет задавать себе такие вопросы:
«Зачем?», «Под какую задачу?». Алена уже заговорила о том, что плакат нужно
доработать: я вижу, что моя дочь думает, планирует, делает!
Автор: Екатерина
Незаметдинова,
Университет практической психологи
Университет практической психологи
Комментарии
Отправить комментарий