Эмоции ребенка: как с ними быть?



Эмоции ребенка: как с ними быть?
Начало формы
Конец формы

Почему важно использовать «контейнирование» и «отзеркаливание» в контакте с детьми?
Эмоция — это наше отношение к чему-либо, это сигнал о том, как влияет на нашу психику некая ситуация. Залог адекватной самооценки и успешной самореализации в жизни — умение различать и управлять собственными эмоциями, и, что немало важно, продуктивно использовать их в общении с другими. Эти навыки формируются с самого рождения через общение с матерью и другими родными.
Когда малыш улыбается маме, мама отвечает ему тем же. Когда он злится, мама говорит, скорчив рожицу, «Ой, какой ты сердитый!». Этот процесс называется – «отзеркаливание». Мама выступает для малыша зеркалом.
Второе, что важно в общении с ребенком, это то, насколько мама выдерживает его сильные эмоции. Процесс выдерживания и принятия матерью эмоций ребенка называется «контейнированием». Мама выступает «контейнером» для чувств малыша. Насколько она может быть рядом, не ругать его за плач или желание поломать все вокруг, а просто побыть рядом с проявлением этой эмоции. Или же успокоить ребенка, который упал и кричит.
При этом важно не обесценивать переживания и не обвинять. Например, такие фразы, как «Мальчики не плачут!», «Ничего такого не случилось, успокойся!», «Ну чего ты так кричишь!», отделяют переживания от их осознания. То есть, чувство не проходит этап осмысления, становится чем-то запретным или постыдным. Тогда ребенок начинает относиться к этому чувству тревожно либо пытается его избежать, чтобы не травмировать себя и маму. Это может проявляться в капризности, непоседливости, замкнутости, желании всем угодить, агрессии по отношению к сверстникам или к животным.
Почему важно использовать «контейнирование» и «отзеркаливание» в контакте с детьми?
·         Во-первых, ребенок учится выдерживать и жалеть себя. У него формируется, так называемая, «внутренняя мама». Все слова, которые вы произносите ребенку, в последствии, становятся системой рациональной, словесной самоподдержки. Ребенок учится опираться на себя. Вспомните, как вы себя успокаиваете в стрессовых ситуациях? Похоже ли это на то, как в детстве успокаивала вас мама?
·         Во-вторых, вы учите ребенка называть и распознавать разные эмоции. Он учится связывать свои ощущения и переживания с событием, то есть причину и следствие. Параллельно с этим процессом, развивается и логическое мышление, и речь. Вы учите ребенка выражать эмоцию словесно, говорить о ней, анализировать, почему она возникла. Размышляя над нашими переживаниями, раскладывая их по полочкам, мы можем с ними как-то управляться. А если у нас в голове «каша»?
·         В-третьих, мать выполняет для ребенка «дезинтоксикацию» эмоций. Она их «поглощает», «переваривает» и возвращает ребенку в словесной форме: менее тревожной, более рациональной, принимающей. Эмоция уже не кажется малышу такой интенсивной, поглощающей и неуправляемой, если мама сама показывает пример самообладания и спокойного отношения к эмоциям ребенка.
И последнее, «отзеркаливая» чувство ребенка, вы тем самым подтверждаете, что у него есть право на самовыражение, существование и реагирование. От этого он укрепляется во мнении, что он хороший, его принимают, он может управлять собой и своими эмоциями. Он чувствует опору и защищенность. Растет его самооценка.
Таким образом, процессы «контейнирования» и «отзеркаливания» являются мощными механизмами на пути к формированию гармоничной и успешной личности. В таком общении с ребенком многое, конечно, зависит от мамы и ее готовности соприкоснуться с этими эмоциями. В этом незаменимым помощником могут стать папы, выступая «контейнером» уже маминых чувств.
По материалам статьи психолога Корниенко Ольги

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Подготовка детей к школе: Понятийно – логическое мышление:

Рекомендации для родителей при подготовке к школе.

консультация для родителей Понимаем ли мы друг друга?