Возраст 3 - 4 года

Младший дошкольный возраст   3 - 4 года
Двигательная сфера: крупная моторика. В 3 года малыш не только уверенно ходит, но и бегает, причем удерживая равновесие. Он подпрыгивает неуклюже на 1 ноге, ступает с пятки на носок, встает на цыпочки. Он в состоянии одновременно действовать руками и ногами (хлопать в ладоши и притоптывать), марширует в такт музыке. Бросает сам и ловит брошенный ему мяч. Способен  подниматься  с корточек. Прыгает в длину с места не менее  чем на 40 см. Сохраняет равновесие при качании на качелях. Спускается вниз по лестнице, используя попеременно ту или иную ногу. Бросает мяч через голову.
 Мелкая моторика. Умеет правильно держать карандаш и кисть, проводить горизонтальные и вертикальные линии, округлые и наклонные, пересекающиеся, осваивает изобразительные умения. Срисовывает крест, может сравнить 2 линии по длине. Рисует круг без образца перед глазами, пытается нарисовать квадрат, который получается с неровными краями, обводит по контуру. Рисует человека с 6 частями тела (голова, руки, ноги, туловище). Раскрашивает предметы соответствующими цветами. Нередко знает самые простые буквы и даже может написать их. 
·        Лепит  фигурки из пластилина,  состоящие из 1-3 частей.
Строит по  показу ворота. Умеет забивать гвозди молотком.

Навыки самообслуживания Уверенно осваивает приемы самообслуживания и культурно-гигиенические навыки.  Одевается и обувается самостоятельно, но еще не умеет зашнуровывать ботинки.  Аккуратно ест. Чистит зубы и полощет рот. Сам умывается и вытирает руки и лицо. Умеет пользоваться мылом. Помогает взрослым в поддержании порядка. Сам убирает свои книжки и  игрушки. Может поливать растения, давать корм рыбкам, птичкам и ухаживать за ними.
Речевая сфера  Понимание речи. Ребенок в 4 года способен постичь смысл лишь конкретного понятия, абстрактное заучивается им механически, как стих. Понимает названия цветов.  Слушает длинные сказки и рассказы. Воспроизводит содержание художественных произведений и увиденного с помощью наводящих вопросов взрослого. Знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет.

Активная речь  Интенсивное развитие речи. Она продолжает оставаться ситуативной, но становится более сложной и развернутой. Развивается  диалогическая речь. Длина предложения увеличивается, чаще употребляются сложноподчиненные предложения. Продолжается овладение грамматическим, фонематическим строем речи, культурой речи. Ребенка отличает высокая речевая активность, он имеет  словарный запас более 1500  слов, содержит все части речи. Ребенок должен произносить все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных, согласовывать слова в роде, числе и падеже. Он понимает время, использует прошедшее и настоящее время.  Употребляет предложение с однородными членами. Знает имя, отчество воспитателя, няни, названия 2-х деревьев, цветов, комнатных растений. Составляет рассказ по сюжетной картинке, используя фантазию и вымысел. Определяет форму, фактуру, вкус, используя определения.  Хорошо отвечает на вопросы. 
Познавательная сфера Игра и действия с предметами 4 года – рассматривание предмета, выделение отдельных частей и признаков.Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами: знает назначение основных предметов, объединяет их по признаку формы, сравнивая их по размеру и цвету. Сравнивая изображения предметов, часто выделяет мелкие, ничего не значащие детали и видит в них общее. Знает отличительные особенности внешнего вида животных (домашних - кошки, собаки, коровы, козы;  диких - зайца, лисы, медведя), их детенышей. Ребенок классифицирует предметы на группы и называет обобщающие слова - одежда, мебель, посуда и т. д. Называет состояния погоды, находит у дерева ствол, ветки, листья. Различает по цвету, вкусу, величине и форме овощи, фрукты. Определяет пол людей.

В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заменителями, охотно играет вместе со взрослыми и сверстниками. Ребенок в 4 года созревает для конструктивных игр с элементами планирования. У него есть любимые игры и игрушки. Он умеет заводить ключом механическую игрушку. Изображает в игре животных, птиц, сказочных героев.    
Восприятие
Продолжает увеличиваться острота зрения и цветоразличение. Предметы и явления воспринимаются еще в основном целостно, однако, некоторые сенсорные признаки предметов (цвет, форма, величина) начинают уже выделяться как отдельные свойства. Процессы сенсорного ознакомления с предметами совершенствуются и становятся более  направленными.
Легко выполняет задания на вкладывание, ориентируясь на размер:
- собирает   6 -ти-составную матрешку;
- собирает 7-ми-составную пирамидку с учетом размера колец и цвета;
- собирает 4-х-составную разрезную картинку путем проб (большинство детей после 4-х  лет действует соотнесением взора).
 Различает, правильно показывает и знает названия таких цветов:  красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый, розовый, голубой. Хорошо ориентируется в таких формах, как круг, квадрат, треугольник. Соотносит низ и верх (например, соображает перевернуть книжку, повернутую вверх ногами).  
Развитие элементарных математических представлений
Находит в окружающей обстановке много предметов и один, сравнивает группы предметов, используя приемы наложения  и приложения, выражает словами, каких предметов больше (меньше), каких  поровну.
Сравнивает 2 предмета, разные по величине (длине, ширине, высоте), выражает словами, какой предмет больше, шире, выше, длиннее и наоборот. Понимает значение: верх (низ), слева (справа), налево (направо). Считает до 5.
Память  Процессы памяти остаются непроизвольными. В них продолжает преобладать узнавание. Объем памяти существенно зависит от того, увязан материал в смысловое целое или разрознен. 

Ребенок повторяет 4-5 цифр и сложные фразы. Знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет.
Внимание
 Способность детей управлять своим вниманием очень невелика. Переключение внимания с помощью словесной инструкции часто требует неоднократного повторения. Объем внимания  составляет  2- 3  объекта.
Устойчивость внимания  возрастает, но по-прежнему зависит от степени заинтересованности ребенка (15 – 20   минут). Если ребенок увлечен игрой, то он концентрируется на ней полностью.
Мышление  Наглядно-действенное. С 4 лет наступает постепенный переход к наглядно-образному мышлению. Ребенок может решать задачи в уме, опираясь на свои образные представления о предмете. Ребенок может ощущать присутствие родителей даже тогда, когда их рядом нет. Этот эффект отсутствующего присутствия поддерживается лишь теми образами, которые малыш воспроизводит. Благодаря стремительно растущему запасу слов, малыш запечатлевает в памяти не только лишь названия предметов, но также их образы и символы.  
Эмоционально-волевая сфера     
Ребенок стремится во всем подражать взрослому, причем не только своим родителям, но и посторонним людям. Понимает не только смысл произнесенных слов, но и нюансы интонации, может почувствовать  иронию, скрытое недовольство, обиду, грусть и т.  п. Ребенок в этом возрасте уже усваивает свою половую принадлежность и знает, кто он: мальчик или девочка, пытаясь взять на себя роль своего пола. Начинается период романтической любви к своим родителям противоположного пола, испытывая ревность к родителю своего пола. В 4 года у ребенка может появиться его первая влюбленность, наивнее и чище, которой не найти. Проявляет фантазию. Любит нравиться другим и помогать взрослым. 
  Сфера общения
Подсчитано, что с 3 до 4 лет частота общения детей с родителями и со сверстниками примерно одинакова. Ребенку 4-х лет все труднее и труднее обходится без ровесников. Если в 3 года ребенок вполне удовлетворялся обществом кукол, то теперь такие игры и общение лишь с близкими людьми его уже почти не удовлетворяет и появляется потребность в сверстниках. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными. Однако к мнению своих ровесников обычно дети в этом возрасте еще не прислушиваются.  

a

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Подготовка детей к школе: Понятийно – логическое мышление:

Рекомендации для родителей при подготовке к школе.

консультация для родителей Понимаем ли мы друг друга?