Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ
Адаптация
детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения
Поступление ребёнка в
детский сад сложный период в его жизни. В условиях семьи ребёнок привык к
установленному распорядку дня. У него сложились привычки, выработался свой
стиль поведения отношений с членами семьи. Ребёнок тяжело переносит даже
временную разлуку с родителями, домом и привычным для него укладом жизни. Он
часто отказывается от общения с незнакомыми людьми.
Поначалу в яслях ребёнку покажется
всё непривычным. Его волнует, а иногда и пугает новая обстановка: большая
комната, незнакомые дети, вокруг чужие взрослые-воспитатели, няни. В первое
время для него непривычен и уклад жизни в детском саду: другой режим дня, еда ,
отличающаяся от домашней, необходимость соблюдения правил поведения,
установленных в группе. В это время дети становятся робкими, замкнутыми,
вялыми, плаксивыми, капризными, упрямыми, беспокойными.
Часто они упорно не хотят покидать
дом, а у дверей детского сада в страхе прижимаются к родителям.
В поведении вновь принятых
детей можно наблюдать черты свойственные детям раннего возраста. Возможно
временное нарушение некоторых навыков. У детей может появиться недержание мочи
и кала. Случается и неврогенные нарушения: срыгивание, рвота, повышение
температуры, появление сыпи и т.п. Нарушается сон у одних детей, у других
отсутствие аппетита.
Период адаптации – тяжёлое
время для ребёнка, его родителей и персонала группы.
В среднем адаптация у детей
раннего возраста длиться 2-3 недели. В детском саду дети болеют чаще, чем дома.
Это и понятно т.к. в группе может быть заболевший ребёнок, который становиться
источником инфекций для других детей. В период адаптации возможность заболевания
ребёнка особенно трудно привыкающего к новым условиям, возрастает, поскольку
под влиянием эмоционального напряжения снижаются защитные силы организма.
Большие трудности в
этот период испытывают дети, привыкшие к общению только с родителями. Замкнутый
образ жизни семьи, причины , тормозящие образованию у малыша умений
контактировать с незнакомыми взрослыми. А это значит, что в первые, дни он
будет негативно относиться к воспитателям и няне.
Плохо приспосабливаются
дети к коллективной жизни, которых чрезмерно опекают в семье, которые не знают
родительского «нельзя».
Общая задача
воспитателей и родителей – помочь ребёнку по возможности безболезненно войти в
жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Прежде всего,
необходимо максимально приблизить домашний режим к распорядку дня в детском
саду.
Группа комплектуется
постепенно, поэтому персоналу легче уделять больше внимания новичку. Но первые
дни лучше оставлять ребёнка на 1-2 часа увеличивая постепенно время пребывания
до обеда, до полдника, а затем и до вечера. Чем быстрее ребёнок
почувствует доверие к воспитателям, няне, установит контакт с ними, тем
спокойнее он перенесёт перемены в своей жизни разлуку с вами.
Ваше вежливое и приветливое отношение
к воспитателям расположит ребёнка к общению с ними.
Выработка единых требований к
поведению ребёнка, в детском саду и дома важнейшее условие, облегчающее ему
адаптацию к перемене в образе жизни.
Консультация для родителей:
Первый в
жизни коллектив.
1.
Правила адаптации
Период
привыкания к детскому саду – не самый легкий в жизни малыша и его мамы. Вы
наверняка будете волноваться о том, как там ваш ребенок, а он первое время
будет сильно скучать по маме. Не волнуйтесь – со временем все наладится.
Итак, вы
решили отдать ребенка в детский сад. Ваша семья находится теперь на пороге
другой жизни. Будем считать, что вы уже нашли подходящий детский сад и
договорились о приеме малыша. Теперь на очереди следующий важный этап -
адаптация вашего малыша. Для того, чтобы адаптация ребенка к прошла менее
болезненно, очень важно заранее - месяца за 3--4 - заняться самостоятельной
подготовкой ребенка к детскому саду.
1.
Расскажите ребенку, что
такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в
детский сад. Например: "Детский сад - это такой большой дом с красивым
садиком, куда мамы и папы приводят своих детей. Тебе там очень понравится: там
много других детишек, которые все делают вместе - кушают, играют, гуляют. Вместо
меня там будет с тобой тетя-воспитательница, которая станет заботиться о тебе,
как и о других малышах. В детском саду очень много игрушек, там замечательная
детская площадка, можно играть с другими детьми в разные игры и т.д.".
Другой вариант: "В детском саду дети играют друг с другом и вместе кушают.
Я очень хочу пойти на работу, потому что мне это интересно. И я очень хочу,
чтобы ты пошел в детский садик - потому что тебе там понравится. Утром я отведу
тебя в садик, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного
в детском саду, а я расскажу тебе, что у меня произошло за день на работе.
Многие родители хотели бы отправить в этот детский сад своих детей, но берут
туда не всех. Тебе повезло - осенью я начну тебя туда водить".
2.
Когда вы идете мимо
детского сада, с радостью напоминайте ребенку о том, как ему повезло - осенью
он сможет сюда ходить. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о
своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, - ведь его приняли в
детский сад. И через некоторое время ваш ребенок будет сам с гордостью говорить
окружающим о том, что скоро он пойдет в детский сад.
3.
Подробно расскажите
ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности, он будет
там делать. Чем подробнее будет ваш рассказ - тем спокойнее и увереннее будет
чувствовать себя ваш малыш, когда пойдет в детский сад. Спрашивайте у малыша,
запомнил ли он, что он будет делать в саду после прогулки, куда он будет
складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, и что он будет делать
после обеда. Задавая эти вопросы, вы сможете проконтролировать, хорошо ли
ребенок запомнил последовательность действий. В детском саду малышей обычно
пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит
так, как было ему заранее "обещано", - он чувствует себя увереннее.
4.
Поговорите с ребенком о
трудностях, которые могут возникнуть у него в детском саду. Обговорите, к кому
в этом случае он сможет обратиться за помощью, и как он это сделает. Например:
"Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: "Я хочу
пить", и воспитатель нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об
этом воспитателю". Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет
исполнено по его первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в
группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы
можете сказать малышу: "Воспитатель не сможет помочь одеться сразу всем
детям, поэтому тебе придется немного подождать".
5.
Научите ребенка знакомиться с другими детьми,
обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, в свою очередь,
предлагать игрушки другим детям.
6.
Пусть малыш сам выберет себе в компаньоны
любимую игрушку, с которой он сможет ходить в детский сад - ведь вместе намного
веселее!
7.
Существуют разные мнения о том, стоит ли
находиться маме рядом с малышом в начальный период адаптации к детскому саду.
Казалось бы, что тут плохого, если мама посещает садик вместе с ребенком? Все
довольны, малыш не плачет, мама спокойна. Но тем самым неизбежное расставание
только затягивается. Да и другие дети, глядя на чужую маму, не могут понять - а
где же в таком случае моя? Поэтому будет лучше для всех, если с первого же дня
ребенок попытается остаться в группе один, без опеки мамы. А опытные
воспитатели возьмут заботу о малыше в свои руки.
8.
Разработайте вместе с
ребенком несложную систему прощальных знаков внимания - так ему будет проще
отпустить вас. Например, поцелуйте его в одну щечку, в другую, помашите ручкой,
после чего он спокойно идет в садик.
9.
Помните, что на
привыкание малыша к детскому саду может потребоваться до полугода времени,
поэтому тщательно рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на
этот период у семьи будет возможность "подстроиться" под особенности
адаптации малыша.
10.
Ребенок отлично
чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности детсадовского
воспитания. Любые ваши колебания хитрый малыш сумеет использовать для того,
чтобы остаться дома и помешать расставанию с родителями. Легче и быстрее
привыкают дети, для родителей которых детский сад является единственной
альтернативой.
11.
Ребенок привыкнет к детскому саду тем быстрее,
чем с большим количеством детей и взрослых он сможет построить отношения.
Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте
других детей в присутствии вашего малыша по именам. Спрашивайте его дома о
новых друзьях. Поощряйте обращения вашего ребенка за помощью и поддержкой к
другим людям. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими
родителями и их детьми, тем легче будет вашему ребенку.
12.
Совершенных людей нет. Будьте снисходительны и
терпимы к другим. Тем не менее, прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо.
Делайте это в мягкой форме или через специалистов.
13.
В присутствии ребенка избегайте критических
замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Внимание - никогда не
пугайте ребенка детским садом!
14.
В период адаптации эмоционально поддерживайте
малыша. Чаще обнимайте его, целуйте.
2. Ох уж этот режим!
Ребенка необходимо готовить к
детскому саду заранее. Изменить ему режим, примерно за месяц, потихонечку, «не
ломая» ребенка» и свою жизнь», постепенно, по 15-20 минут подводить к режиму
детского сада. Надо заранее планировать, когда по времени будете приходить в
детский сад, заранее приноровиться к тихому часу, спросить у воспитателей -
какой режим в детском саду, какие особенности, и стараться уже дома выполнять
все правила детского сада.
Отдельное внимание уделите
укладыванию спать. Не укладывайте ребенка спать с мамой, маме можно почитать
сказку ребенку, побыть рядом, но стараться не гладить его, не трогать, что бы
ребенок засыпал самостоятельно. Возможно, будет лучше укладывать ребенка спать
с мягкой игрушкой, которую в будущем, если ребенок плохо засыпает, можно будет
взять с собой в детский сад, и попросить воспитателя, чтобы эта игрушка
«сопровождала» ребенка в кроватке. В обстановке детского сада, когда ребенок
ложиться спать и видит высокий потолок и большие люстры все, это может вызывать
у ребенка страх, а игрушка, которую вы принесете заранее из дома, «заменит» ему
маму. Это очень хороший прием привыкания.
Также важно перед тем, как идти в
детский сад, отучить ребенка от подгузников, сосок, кормления грудью и, по
возможности, научить ребенка пользоваться ложкой и кружкой.
От подгузников лучше отучить ребенка
до детского сада. Однако, если это еще не произошло, то можно (на усмотрение
педагога, в каждом детском саду свои правила) предложить воспитателям, чтобы
ребенку надевали подгузник на прогулку. Учитывая, что прогулки, как правила,
2,5 - 3 часа, а ребенок не в состоянии иногда выдержать это время, что - бы не
ходить в туалет, то часто воспитатели соглашаются, чтобы на прогулку на ребенка
надевался подгузник. Главное, чтоб использование подгузника - была временная
мера предосторожности.
Детей постарше, приучая к
садику, лучше приводить на прогулку, после завтрака, когда в группе прошли все
занятия. Первое время ребенок ходит на прогулку и заходит в раздевалку не с
утра с большим количеством взрослых людей, а с теми детьми, с которыми он будет
дальше находиться в группе.
На прогулке ребенка легче
отвлечь и привлечь к какому-то виду деятельности. Мамочка в это время уходит,
предварительно с утра предупредив ребенка, что он останется один. Ребеночек
спокойно заходит в группу, садится, раздевается, кушает и потом, к назначенному
времени приходит мама.
На первый день обычно
ребенку хватает самой прогулки, на второй день, если ребенок захотел пойти в
группу он идет, затем - кушать. Если же ребенок не захотел кушать, не надо его
обременять. И так дальше, время препровождения в садике удлиняется.
Как только педагог видит,
что этот режимный момент ребенок прошел, следуем дальше. После обеда
переодеваемся в пижаму, ложимся спать. Если в этот день ребенок лег в кровать и
закапризничал, заплакал, педагог звонит маме. Вы идете домой, и там ложитесь
спать. Все происходит поэтапно, не раня психику ребенка.
За ребенком родителям лучше
приходить в разное время, что бы ребенок не привык, и не сидел и не ждал, что
вот-вот должна придти мама. Хотя бы первое время, пока ребенок не привыкнет,
приходите в разное время.
Привычки у детей уходят сами по
себе - рано или поздно, дети замещают прежние привычки интересным и ярким, что
есть в детском саду.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
Адаптация к детскому саду — тяжелое время для каждого ребенка. Это не только процесс привыкания к новой
обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и выработка новых
умений и навыков. Ведут себя дети в этот период по-разному: одни безутешно
плачут, другие отказываются общаться с детьми и воспитателем, третьи реагируют
достаточно спокойно.
Готовьте ребенка к общению с
другими детьми и взрослыми. Посещайте с ним детские площадки, праздники, дни
рождения, приучайте к играм со сверстниками.
Желательно обучить ребенка до
начала посещения детского центра элементарным навыкам самообслуживания:
пользоваться горшком, самостоятельно есть и т.п.
Приучайте ребенка к детскому саду
постепенно. Заранее приведите его в группу, чтобы он познакомился с
воспитателями, погулял вместе с детьми. В первое время оставляйте ребенка в
детском саду лишь на несколько часов, забирайте во время прогулки, до обеда.
Постепенно увеличивайте этот интервал, приходя за ним после обеда, тихого часа,
полдника. Если не возникает осложнений, через 1-2 недели можно перейти на
обычный режим. Однако не затягивайте процесс адаптации, иначе ребенок привыкнет
к своему особому положению. Никогда не пугайте ребенка детским садом или
воспитательницей. Важно создавать положительный образ детского сада, однако
делайте акцент на всем, что может способствовать позитивному настрою:
расскажите о том, что ему может быть там интересно, чему он сможет научиться.
Позаботьтесь о том, чтобы собрать
ребенку все, что ему может понадобиться в группе (запасную одежду, сменную
обувь, спортивную форму и т.п.).
Общайтесь с воспитателями,
спрашивайте о состоянии и самочувствии своего ребенка, о том, как он ведет себя
среди сверстников. Не забудьте предупредить, если у него есть какие-то привычки
или непереносимость отдельных продуктов, аллергия. Проявляйте доброжелательный
интерес к его учебным занятиям и успехам.
Одна из самых распространенных
проблем — утренний плач ребенка при расставании с родителями. Важно не
поддаваться на провокации со стороны малыша и дать ему понять, что как бы там
ни было, а ходить в детский сад ему придется. Будьте последовательными и
уверенными в том, что делаете. Твердо скажите малышу, что вы его оставляете
только на несколько часов, что так надо, что вы его любите и обязательно придете
за ним в определенный час. Сократите «сцену прощания». Как правило, уже через
несколько минут после исчезновения родителя ребенок успокаивается. И конечно,
не забудьте похвалить его в те дни, когда ваше расставание будет проходить
спокойно.
Период адаптации к детскому саду проходят не только дети, но и родители. Необходимое условие успешного протекания этого периода — отказ от чувства вины. Если у вас есть хоть малейшие колебания, ребенок их «уловит», и ему будет еще труднее расставаться с вами. Когда вы уходите из детского сада под вопли ребенка, не считайте себя чудовищем.
По дороге домой старайтесь
поговорить с ребенком, узнайте, что было за день хорошего, а что не очень
удалось, чем дети занимались, с кем ребенок играл, что узнал нового. Отдав
ребенка в детский сад, вы стали меньше времени проводить вместе с ним, но дело
не в количестве часов, а в качестве ваших взаимоотношений.
Имейте в виду, что проблемы
адаптации ребенка в детском саду могут возобновиться после болезни, праздников,
каникул, а также при серьезном изменении внешних обстоятельств. В этом случае
необходимо проявлять гибкость, в особо сложных ситуациях можно вновь сократить
время пребывания ребенка в детском саду либо в течение какого-то времени по
договоренности со специалистом устраивать перерыв в середине недели.
Комментарии
Отправить комментарий