Мотивационная готовность к школt
Известно, что дети испытывают
трудности связанные с нежеланием
учиться. Заставить ребёнка учиться невозможно, если он сам этого не
захочет. Поэтому, мотивационная готовность дошкольников к школе является не
менее важным аспектом психологической готовности, чем, например
интеллектуальная готовность.
Достаточно
долгое время вопросы мотивационной готовности к школе больше интересовали
педагогов и психологов, занимающихся научными исследованиями . Лишь в конце
80-х годов, когда в нашей стране начался образовательный эксперимент по
обучению в начальной школе шестилеток, вопросы мотивационной готовности старших
дошкольников были переведены в практическую плоскость. Несмотря на то, что
данный эксперимент давно завершился, причём с отрицательным результатом, и дети
вновь поступают в школу с семи лет, вопрос мотивации к школе старших
дошкольников и младших школьников не утратил своей актуальности, по причине
изменившейся социальной ситуации.
Интерес и положительное отношение к
школе
Сформированность внутренней позиции
школьника
Даже при наличии у
ребёнка необходимого запаса знаний, навыков, умений, достаточного
интеллектуального развития, ему трудно будет учиться, если у него не
сформирована внутренняя позиция школьника, которую следует рассматривать как
одну
из составляющей мотивационной готовности к школе. Внутренняя позиция школьника, представляющая
психологическую предпосылку к овладению учебной деятельностью, не возникает на
занятиях по типу школьного урока, а формируется преимущественно внутри ведущей
деятельности дошкольника – в ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: сюжетно – ролевой,
дидактической, с правилами, режиссёрской, а также через традиционные виды
дошкольной деятельности. Лишившись игры, дети не приобретают такие качества,
как самоконтроль, ответственность, осознанность, умение действовать по правилу
и инструкции, не формируются социальные мотивы учения. В связи с этим,
возникают проблемы в поведении ребёнка, оно остаётся ситуативным,
непроизвольным.
Познавательная потребность и
познавательная инициатива
Ребёнка
нельзя заставить учиться, если он этого не хочет. Насильственное обучение
дошкольника азам чтения, когда у него ещё нет выраженной потребности,
сопровождается огромным напряжением нервной системы, что в результате приводит,
по мнению медиков и физиологов к истощению нервной системы с одной стороны и
стойкому отрицательному переживанию, связанному с процессом чтения с другой
стороны. В результате дети приобретают устойчивую неприязнь к процессу чтения
на многие годы или даже на всю жизнь. Но ведь, как известно, возраст 5-6 лет
является сенситивным для обучения детей чтению. Возникает дилемма, которую
можно разрешить, если организовать обучение чтению через игру и чтение книг, в
непроизвольной, непреднамеренной, непосредственной форме. Специально не следует
учить с детьми буквы. Буквы должны входить в жизнь ребёнка как элемент
окружающей среды, через картинки, кубики, магнитную азбуку и т.д., через
дидактические игры, через книги. Ещё одним важным моментом в подготовке к
чтению является развитие фонематического слуха также через различные игры со
звучащим словом, по ходу которых ребёнку необходимо выделять в словах фонемы.
Обучение должно осуществляться через зону ближайшего развития внутри ведущей
игровой деятельности. Такое обучение будет происходить самостоятельно или при
минимальном ненавязчивом участии взрослого, и главное, ребёнок будет выступать
в учебном процессе, как активный субъект деятельности.
Положительная самооценка
Стремление к достижению результатов своей деятельности,
преодолению трудностей
Ребёнок, приходя в школу, попадает в
новую систему отношений, где всё же преобладает оценка предметных действий
ребёнка, результатов его деятельности, их соответствие образцам или правилам, а,
ребёнок сам по себе менее интересен. В школе ребёнок встречает чужих людей, с
ними он должен строить отношения, у ребёнка появляется потребность защищать
своё «Я», своё «личное пространство». Негативный «Я – образ» и неуверенность в
своих силах приводит к тому, что ребёнок начинает учиться ниже своих возможностей.
Именно для детей с заниженной самооценкой, тревожных, мнительных, неуверенных в
своих силах является полезным посещать подготовительные курсы при школе. В
дальнейшем, таких детей не будет пугать новизна ситуации поступления в школу,
они приобретут эмоциональную поддержку в лице детей, с которыми познакомятся на
курсах, там же возможно лучше узнают учителя, его требования. Мотивационная
готовность к школе начинается, прежде всего, с любви ребёнка к себе и его веры
в возможность быть лучше, т.е. стремлению к совершенству. Самооценка – один из важнейших механизмов саморегуляции,
позволяющий ребёнку преодолевать трудности. Считается, что становление
устойчивой самооценки как таковой происходит в возрасте 5-6 лет. Именно в этом
возрасте важно помочь ребёнку сформировать адекватную самооценку, которая будет
способствовать преодолению возможных жизненных сложностей, в том числе и
школьных.
Комментарии
Отправить комментарий