Эмоции ребенка: как с ними быть?
Эмоции
ребенка: как с ними быть?
Почему важно использовать
«контейнирование» и «отзеркаливание» в контакте с детьми?
Эмоция
— это наше отношение к чему-либо, это сигнал о том, как
влияет на нашу психику некая ситуация. Залог адекватной самооценки и успешной
самореализации в жизни — умение различать и управлять
собственными эмоциями, и, что немало важно, продуктивно
использовать их в общении с другими. Эти навыки формируются с самого рождения
через общение с матерью и другими родными.
Когда
малыш улыбается маме, мама отвечает ему тем же. Когда он злится, мама говорит,
скорчив рожицу, «Ой, какой ты сердитый!». Этот процесс называется – «отзеркаливание». Мама выступает для
малыша зеркалом.
Второе,
что важно в общении с ребенком, это то, насколько мама выдерживает его сильные
эмоции. Процесс выдерживания и принятия матерью эмоций ребенка называется «контейнированием». Мама выступает
«контейнером» для чувств малыша. Насколько она может быть рядом, не ругать его за плач или желание поломать все вокруг,
а просто побыть рядом с проявлением этой эмоции. Или же успокоить ребенка,
который упал и кричит.
При
этом важно не обесценивать переживания и не обвинять. Например, такие фразы,
как «Мальчики не плачут!», «Ничего такого не случилось, успокойся!», «Ну чего
ты так кричишь!», отделяют переживания от их осознания. То есть, чувство не
проходит этап осмысления, становится чем-то запретным или постыдным. Тогда
ребенок начинает относиться к этому чувству тревожно либо пытается его
избежать, чтобы не травмировать себя и маму. Это может проявляться в
капризности, непоседливости, замкнутости, желании всем угодить, агрессии по
отношению к сверстникам или к животным.
Почему
важно использовать «контейнирование» и «отзеркаливание» в контакте с детьми?
·
Во-первых,
ребенок учится выдерживать и жалеть себя. У него формируется, так называемая,
«внутренняя мама». Все слова, которые вы произносите ребенку, в последствии,
становятся системой рациональной, словесной самоподдержки. Ребенок учится
опираться на себя. Вспомните, как вы себя успокаиваете в стрессовых
ситуациях? Похоже ли это на то, как в детстве успокаивала вас
мама?
·
Во-вторых, вы
учите ребенка называть и распознавать разные эмоции. Он учится связывать свои
ощущения и переживания с событием, то есть причину и следствие. Параллельно с
этим процессом, развивается и логическое мышление, и речь. Вы учите ребенка
выражать эмоцию словесно, говорить о ней, анализировать, почему она возникла.
Размышляя над нашими переживаниями, раскладывая их по полочкам, мы можем с ними
как-то управляться. А если у нас в голове «каша»?
·
В-третьих,
мать выполняет для ребенка «дезинтоксикацию»
эмоций. Она их «поглощает», «переваривает» и возвращает ребенку в словесной форме: менее тревожной,
более рациональной, принимающей. Эмоция уже не кажется малышу такой
интенсивной, поглощающей и неуправляемой, если мама сама показывает пример
самообладания и спокойного отношения к эмоциям ребенка.
И
последнее, «отзеркаливая» чувство ребенка, вы тем самым подтверждаете, что у
него есть право на самовыражение, существование и реагирование. От этого он
укрепляется во мнении, что он хороший, его принимают, он может управлять
собой и своими эмоциями. Он чувствует опору и защищенность.
Растет его самооценка.
Таким
образом, процессы «контейнирования» и «отзеркаливания» являются мощными
механизмами на пути к формированию гармоничной и успешной личности. В таком
общении с ребенком многое, конечно, зависит от мамы и ее готовности
соприкоснуться с этими эмоциями. В этом незаменимым помощником могут стать
папы, выступая «контейнером» уже маминых чувств.
По
материалам статьи психолога Корниенко Ольги
Комментарии
Отправить комментарий