Средний возраст 4 - 5 лет

 

Игровая деятельность детей средней группы 4 – 5 лет
На пятом году жизни приобретенный детьми игровой опыт способствует тому, что они начинают проявлять более активный интерес к игровому взаимодействию со сверстниками, стремятся к объединению в играх. Учитывая это, воспитатель стимулирует проявление доброжелательности в отношениях между детьми, внимательно изучает общение детей со сверстниками, создает условия для самодеятельных совместных игр в небольших подгруппах (от 2 до 3–5 человек).
Главными педагогическими задачами становятся: развитие сюжетов и тематики игр, овладение детьми первичными умениями сюжетосложения; обогащение содержания игровых действий; формирование умений устанавливать разнообразные ролевые отношения и вести ролевой диалог, стимулирование детской игровой самостоятельности и творчества.

Виды игр; игровая тактика педагога. Игровой репертуар пополняется: более разнообразными становятся сюжетные самодеятельные игры сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные. В играх детей находят отражение разнообразные бытовые сюжеты и новые впечатления о жизни и труде людей (семья, магазин, детский сад, парикмахерская и др.). Дети начинают различать реальную и воображаемую игровые ситуации. Игровые объединения (2–5 детей) носят вполне самостоятельный характер. До начала игры дети могут определить тему, сюжет, распределить роли (в начале года с помощью воспитателя, затем самостоятельно); по ходу игры учатся согласовывать игровые действия в соответствии с принятой ролью. В соответствии с замыслом сюжета формируется умение устанавливать разные ролевые связи в рамках одной сюжетной темы: мама – папа – дочка, врач – больной – медсестра.
Активно развивается ролевой диалог. Дети умеют использовать различные предметы-заместители, осуществлять игровые воображаемые действия и принимать воображаемые действия других играющих, заменять некоторые из действий словом («Как будто мы уже вернулись с прогулки, теперь будем мыть руки и обедать»). Содержание игры строится на отражении сюжета из 4–6 смысловых эпизодов социальной действительности или содержания любимых сказок. Взрослый постоянно заботится об обогащении социального опыта дошкольников в процессе наблюдений, экспериментирования, бесед, слушания художественных произведений и организации других форм совместной деятельности (например, продуктивной). Этот опыт является в дальнейшем возможной сюжетной основой детских игр. В обстановке совместных игр своим примером воспитатель показывает детям, как лучше договориться, распределить роли, как с помощью развития сюжета удовлетворить запросы всех желающих принять участие в игре. Используя ролевые возможности участника игры, он побуждает детей к творчеству, к самостоятельному созданию игровой обстановки (кукольные дом или комната, магазин, парикмахерская, кабинет врача, гараж и т. п.) и поиску тех предметов, которые могут выполнять необходимые игровые функции.
Развитие у детей интереса к театрально-игровой деятельности проявляется в совместном с воспитателем участии в играх-драматизациях на темы любимых сказок («Репка», «Кот, петух и лиса», «Теремок» и др.). С помощью мимики, жестов, движений дети передают разное эмоциональное состояние персонажей (удивляется дед – какая большая выросла репка; испугался петух: «Несет меня лиса за синие леса!»); используют выразительные движения для передачи их образа: бежит мышка, крадется хитрая лиса и др.
В течение дня дети по инициативе педагога и самостоятельно включаются в новые виды игры-экспериментирования (с природными объектами, с животными и людьми), обучающие - учебно-предметно-дидактические и досуговые (интеллектуальные, театральные, компьютерные) игры. Взрослый знакомит детей с новыми народными (обрядовыми, тренинговыми, досуговыми) и празднично-карнавальными играми, которые помогают сделать детскую деятельность насыщенной новыми образами, впечатлениями, эмоциями, действиями. Дети 4–5 лет ревностно относятся к своим игровым территориям и проявляют открытый негативизм к сверстникам, которые на них вторгаются без спроса. Это может служить источником конфликтов, избежать которые поможет продуманная заранее обстановка: наличие ширм, игровых ковриков, служащих обозначением границ игровых пространств. Остальные дети учатся уважать игровое пространство играющих. Воспитатель своим примером показывает, что нельзя без разрешения играющих детей зайти на их игровое поле. Он может «постучаться» к ним, «позвонить им по телефону», попросить «разрешить посадку самолета» или просто обратиться с просьбой к играющим. Такое игровое поведение взрослого становится примером для подражания. Многие игры используются как средство решения определенных обучающих и развивающих задач. Например, обучающие игры с готовым содержанием и правилами используются для развития внимания, умения сравнивать, действовать по элементарному алгоритму, для развития счетных навыков, речевых умений. В таких играх воспитатель побуждает детей к активному решению познавательных задач, воспитывает сосредоточенность, внимание, настойчивость в достижении цели. Учебно-предметно-дидактические игры помогают дошкольникам в познании свойств и признаков объектов в процессе реальной практической деятельности, стимулируют дальнейшее развитие интеллектуально-перцептивных умений. Они учатся принимать поставленную воспитателем игровую задачу или выдвигать ее самостоятельно в соответствии с правилами игры, достигать нужного результата; контролировать достижение игрового результата в соответствии с игровой задачей; объяснять сверстникам, как получить результат; отвечать на вопросы воспитателя о ходе игры и предполагаемом результате. В дидактических играх дети активно пользуются словарем в обозначении пространственных, размерных, цветовых признаков и соотношений предметов в игре, игровых действий.

Дидактические задачи их использования предполагают:
– сравнение предметов по различным признакам (размеру, форме, цвету, назначению и т.п.), их группировку по предложенному педагогом или самостоятельно найденному основанию (это – посуда, это – обувь; ленты одинаковой длины и одинакового цвета и т.д.);
– «упорядочение» (сериацию) игровых или дидактических материалов, составление «рядов» из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иного признака (по размеру, ширине, высоте, интенсивности цвета, силе звука и т.д.);
– установление отношений «часть – целое» (у чайника есть крышка, носик, ручка; у машины есть кузов, кабина и т.д.), составление целого сюжетного или предметного изображения из 4–6 частей;
– составление простого плана-схемы с использованием разнообразных замещений реальных объектов (игры «Замри», «Волшебные картинки», «Придумай сам», «Куда спряталась пчела?» и др.);
– формирование последовательного мышления, операций моделирования, планирования своей поисковой деятельности и реализацию воображаемых образов (развивающие игры «Сложи узор», «Пазлы», «Уголки», «Уникуб» и др.).
Взрослый знакомит детей с новыми настольно-печатными играми, поощряет их самостоятельную организацию вне занятий, стремление объединяться в играх со сверстниками. В ходе таких игр осваивается умение действовать по правилам и по очереди, по простому алгоритму, схеме, модели. Подвижные игры, связанные с исходной инициативой взрослого, способствуют формированию элементарной организованности, действию в едином ритме и темпе, проявлению ловкости и смелости, преодолению препятствий (пройти по ограниченной площади), совершенствованию основных движений (ходьба, бег, прыжки и т.д.), развитию сложнокоординированных движений пальцев и кисти рук. Воспитатель поддерживает проявления доброжелательности к партнерам по играм, желание детей участвовать в общих подвижных играх.
Рациональность использования игр этой группы обеспечивается за счет правильного дозирования двигательной нагрузки в течение дня. Так, игры малой подвижности во время физкультурных минуток на занятии, динамических пауз между ними помогают педагогу чередовать интеллектуальную и двигательную активность детей в первую половину дня; игры средней и высокой степени подвижности используются на специальных физкультурных занятиях и на прогулке, при организации праздников, развлечений, досуговых мероприятий и т.д. Содержание и правила новой подвижной игры могут быть объяснены полностью до ее начала, а по ходу игры целесообразно использовать упражнения и пояснения, направленные на уточнение правил, на лучшее выполнение движений. Для распределения ролей и выбора ведущих лучше использовать считалки, «волшебные стрелочки» и др. Такой способ, с точки зрения детей, является справедливым. Воспитателю важно оставаться активным участником игры, независимо от того, выполняет он при этом ведущие роли или остается рядовым игроком. Это не только доставляет радость детям, но заметно повышает их двигательную активность. Дети учатся действовать в подвижной игре соответственно сюжету и правилам (до трех правил); сдерживать себя: начинать движение после определенных слов, останавливаться в указанном месте и пр. Дошкольники уже могут по собственной инициативе самостоятельно играть в знакомые подвижные игры; придумывать новые подвижные игры с использованием имитации (самолеты, стая птиц и т.д.) или игры с динамическими игрушками: с мячами, обручами, каталками. Предметно-игровая среда. С помощью взрослого дети учатся преобразовывать игровую обстановку, используя для этого реальные предметы и их заместители, полифункциональный игровой материал. В группе необходимо иметь разнообразный строительный материал (дети не только создают постройки, но и используют крупный строительный материал для игровой планировки), а также запас коробок, бечевок, катушек, палочек, лоскутков и т.п.; все это находит применение в игровой ситуации и способствует развитию игровых замыслов и творчества.
Важное место в развитии сюжетов игр отводится игрушке. Новая игрушка наталкивает ребенка на новые игровые замыслы, на отражение в играх новых сторон жизни. Поэтому в игровых наборах для детей 4–5 лет должны быть куклы разных размеров, разного пола, разных профессий (моряк, космонавт, врач), наборы мебели, посуды, одежды, разнообразные виды транспорта, домашние и дикие животные. Для развития выразительности игрового поведения, воображения и творческих проявлений нужно предоставить в пользование детям соответствующие предметы: элементы костюмов сказочных героев, маски животных, эмблемы с изображениями любимых персонажей. Это позволяет самостоятельно воспроизводить в играх-драматизациях полюбившиеся эпизоды сказок, мультипликационных фильмов. Формирование у детей привычки не разбрасывать игрушки является также предметом воспитательной деятельности взрослого. Для этого в группе необходимо определить места хранения игрушек и приучать детей выполнять установленный порядок.

по материалам статьи О.А. Степановой

Социально-личностное развитие
В средней группе проводятся игры и упражнения по развитию у детей опыта самопознания. Они помогают формированию адекватного самоотношения; создают предпосылки возможной коррекции личностных затруднений дошкольников. Накопление субъективного опыта ребенка осуществляется через участие в специально организованных воспитателем ситуациях: практических и вербальных. Ситуации практического плана непосредственно включают детей в решение конкретных жизненных проблем, в активное проявление интереса к окружающему миру, самому себе, а также заботливого, доброго и справедливого отношения к взрослым и сверстникам. Во всех ситуациях задача воспитателя состоит в том, чтобы эмоционально увлечь детей, раскрыть потенциал каждого ребенка, акцентировать внимание на результатах деятельности, приносящих радость и удовлетворение окружающим. К ситуациям практического плана также относятся ситуации, специально ориентированные на восприятие, оценку и воспроизведение детьми различных эмоциональных состояний и чувств. В подобных ситуациях дети участвуют в имитационных играх, театральных этюдах, играх-драматизациях, в процессе которых они учатся передавать разные эмоциональные состояния, регулировать эмоциональные реакции, находить эмоционально оправданный выход из возникших обстоятельств.
 «Я среди других»
Взрослый решает задачи, способствующие самопознанию дошкольников в условиях детского сообщества:
• вызвать у детей интерес друг к другу, способствовать их сближению;
• помочь детям понять, что все люди разные, отличаются друг от друга;
• развивать у детей доброжелательное отношение друг к другу;
• способствовать вербализации мыслей и чувств детей;
• развивать эмоциональную сферу ребенка;
• активизировать использование в речи слов – названий эмоций;
• учить детей соотносить настроение с мимическими реакциями;
• развивать выразительность жестов.
«Что я могу?» 
Целостное представление о себе может сформироваться у ребенка лишь в том случае, если он научится «прислушиваться» к собственным ощущениям, рассказывать о своих чувствах и переживаниях. Дошкольнику пока трудно понять, что между всеми переживаемыми им состояниями существует тесная связь: боль рождает отрицательные чувства, приятная музыка и любимое дело поднимают настроение.

 «Я и другие»
Ребёнку предлагаются ситуации из жизни детского коллектива, семьи,  которые помогут  понять, что люди могут испытывать разные чувства: радости, грусти, злобы, страха. Находясь в обществе сверстников, ребенку важно научиться устанавливать с ними дружеские отношения, а для этого взрослый учит детей разбираться в причинах собственных поступков, находить способы примирения с друзьями.
В процессе игры решаем следующие задачи:
• выяснить, что значит для ребят дружба, кого они считают своими друзьями;
• воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, чувство сострадания, желание поддержать друга, заботиться о нем;
• развивать психологический контакт между детьми;
• показать детям, что с помощью мимики можно установить контакт, подружиться друг с другом;
• учить разрешать конфликты с помощью положительных эмоций;
• показать детям, как легко могут возникнуть конфликтные ситуации, какие существуют возможные способы разрешения споров. Дать детям возможность почувствовать, что дружить гораздо приятнее, чем ссориться;
• учить детей находить выход из конфликтных ситуаций, используя не только вербальные способы, но и жесты.
В результате дети узнают:
• названия базовых эмоций и их производных;
• что каждый человек уникален, имеет свои характерные особенности, предпочтения;
• свои внешние признаки;
что все они разные;
• что люди могут испытывать разные чувства: радости, грусти, злобы, страха.
В результате дети могут:
• передавать разные эмоциональные состояния;
• регулировать эмоциональные реакции;
• находить эмоционально оправданный выход из возникших обстоятельств.

по материалам статьи  М.В. Корепановой

Двигательная сфера     Крупная моторика

Возросшие возможности двигательной деятельности: ловкость, гибкость делают доступным для детей участие в разнообразных подвижных играх и упражнениях. Особенно легко дается гимнастика.
Ходит и бегает, согласуя движения рук и ног. Ловит мяч кистями рук с расстояния до 1.5 м. Отбивает мяч о землю не менее 5 раз. Сохраняет равновесие на ограниченной площади опоры. Может ходить на лыжах, скользить самостоятельно на льду, кататься на двухколесном велосипеде. Может лазить на шведской стенке, не пропуская реек. Прыгает через скакалку. Может бежать 0.5 минуты безостановочно, не отдыхая.  
 Мелкая моторика    Знает правую и левую руку.
Умеет лепить предметы, состоящие из нескольких частей. Правильно держит ножницы, может резать по диагонали, вырезать круг из квадрата, раскладывать и наклеивать предметы, состоящие из отдельных частей. Сгибает прямоугольный лист пополам. Может строить дома из кубиков. Рисует красками, использует сочетания цветов. Правильно передает в рисунке форму, строение предмета, расположение частей, соотношение по величине. Его рисунки, узоры  уже сложны по сюжету, а человек имеет настоящее лицо: с глазами, ртом. Срисовывает треугольник, прямоугольник. В 5 лет может начинать играть на некоторых музыкальных инструментах, вязать и вышивать.

Навыки самообслуживания
Пятилетний ребенок стал значительно увереннее в самообслуживании. Помощь взрослого ему нужна прежде всего в новых условиях или в трудных случаях, в привычной обстановке он вполне самостоятелен. Он сам тщательно зашнуровывает ботинки и может завязать шнурки, легко застегивает и расстегивает пуговицы.


Пытается беречь одежду, что  удается не всегда.  Он может застилать свою постель.
Ест, пользуясь столовыми приборами, иногда и ножом. Использует салфетки. Перед едой обычно моет руки, сам расчесывается и пользуется носовым платком. Он с удовольствием готов помочь родителям в уборке дома или в мытье посуды и может выполнить одновременно до 2-3 поручений сразу. 

 Речевая сфера    Понимание речи  К 5 годам ребенок способен понять абстрактные понятия  Он пытается постичь смысл общих категорий, понять, что значит счастье, справедливость, нежность, верность и любовь. Ребенку хочется  осмыслить значение слов, происхождение. Его интересует звуковая форма слова, ее мелодия и музыкальность. Малыш часами может видоизменять слово, «изобретая»  новые. Умеет пересказывать небольшие литературные тексты. Отвечает на вопросы по содержанию прочитанного. Возникает интерес к юмористическим произведениям.
Активная речь Речь усложнятся: ребенок усваивает правила грамматики, запоминает буквы. К пяти годам  словарный запас превышает 2000  слов.  Ребенок использует союзы и предлоги, меняет местами части речи. Довольно часто образовывает вопросительные предложения и может задать вопрос-предвидение: что будет? Он также задает вопрос зачем? и для чего? и этими вопросами пытается решить глобальные проблемы.  Он хочет знать: что хорошо, что плохо и почему. В 5 лет ребенок уже понимает пассивную конструкцию. Он применяет будущее время, использует прошедшее. Правильно произносит все звуки родного языка. Составляет рассказ по сюжетной картинке, игрушке, предмету.
 Познавательная сфера      Игра и действия с предметами

   

С 4,5  лет – планомерное и последовательное обследование объекта.



Исследуя предметы, их свойства и качества ребенок пользуется разнообразными обследовательскими действиями;  умеет выделять отдельные части и характерные признаки (назначение, цвет, форма, количество, величина) предметов и живых объектов, сравнивает и группирует их по этим признакам. Ребенок имеет представления о разных видах общественного транспорта, о жизни домашних и диких животных, знает название родного города, основные трудовые действия повара, врача, названия 3-4 деревьев, одного кустарника, 2-3 птицы, бабочку, жука. Различает и называет части суток. Исключает лишнее понятие из группы объектов.Основным видом деятельности остается игра. Охотно играет со сверстниками в ролевые игры.

Воображение - ведущая функция. Развитие фантазии, появление творческой активности.

Развитие элементарных математических представлений

Ребенок считает в пределах пяти (количественный счет), отвечает на вопрос «сколько всего». Сравнивает 2 группы предметов, используя счет. Сравнивает 5 предметов  разной длины, ширины, высоты, раскладывая их в возрастающем порядке. Знает круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Определяет направления движений от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз).
Память Отличается хорошей памятью: может запомнить большое стихотворение, даже не понимая вполне его смысл. Легко запоминает слова из иностранных языков и уже способен изучать языки. Присутствуют элементы опосредованного запоминания. Объем: - зрительная  образная – 5 предметов;
- слуховая образная  - 4 – 5 звуков;
- слуховая вербальная – 5 слов;
- кратковременная – воспроизводит 5 – 6 слов;
- тактильная – 4 -5 предметов.


Возрастные аспекты игровой деятельности.
Живущий в мире сказки 
Средний возраст является совершенно особым. В этом возрасте, как ни в каком другом, дети с удовольствием слушают волшебные сказки. Эксперимент показал, что самый эффективный способ сделать информацию интересной для ребёнка 4-5 лет – одушевление.
Часто дети, стремясь угодить родителям или воспитателю, стараются не обнаруживать чувства, желания, к которым отрицательно относится взрослый. Это самым пагубным образом отражается на игре. Ребёнок, живущий под постоянным, неусыпным контролем взрослых, начинает вести себя неестественно. Он недостаточно смел и решителен, для того чтобы обнаруживать свои подлинные чувства, отчего его поведение становится скованным. Возникают барьеры в общении. Поэтому, для того чтобы ребёнок вёл себя естественно, взрослые должны положительно относиться к его неподдельным эмоциям и сами проявлять естественность и чистоту отношений.
·         Говорить с самим собой, интуитивно познавать себя.
·         Дети говорят сами с собой на языке эмоций. У них нет ещё развёрнутой внутренней речи, и поэтому им нужно время, чтобы, играя, поговорить с собой.
·         Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство. В свободных играх детей страх, агрессия и напряжение находят выход и ослабевают, что значительно облегчает реальные взаимоотношения между детьми.
·         Делать выбор.

Примерный перечень игрушек и пособий для детей среднего дошкольного возраста.

 Игровые строительные наборы:

1 комплект - «Построй город», из 58-и деталей: кубиков, кирпичиков, призм, трехгранников, пластин.
12-40 экземпляров кирпичиков из дерева (6х3х1,5 или 3х4х2 см.) в тележках.
Дидактические игрушки:

«Блоки Дьенеша», «Цветные счетные палочки» (Кюизенера), «Вкладыши Монтессори», «Кубики для всех», «Кубики Никитиных», «Уникуб», «Сложи узор», «Кубики Зайцева», «Набор из 4-х кубиков», матрёшка 2-местная, набор различных семян не менее 5-10-и штук каждых (тыквы, подсолнуха, гороха, бобов, шишек), пирамидка (4 башенки основных цветов), пирамидка башенок(6 башенок основных цветов), пирамидки шаровые (из 5-6-8-и шаров разного диаметра), часы игрушечные с подвижными стрелками.
Лото «Малышам»- состоит из маленьких карточек и больших карт, разделенных на 3-4 одинаковых квадрата, в каждом из которых изображен предмет.
«Кукольный театр» (перчаточный).
Настольные игры.
«Поймай рыбку»; курочки, клюющие крупу, юла, неваляшки 25 и 15 см.
Пособия по изобразительной деятельности: мольберт, цветные карандаши (12 цветов), акварель, палитра для составления красок, кисти для рисования, коробка мела, восковые мелки, тушь черная, цветная глина, альбом для рисования, ножницы пластмассовые с тугими кольцами, цветная бумага, полукартон.
Сюжетно-ролевые игрушки.

Куклы, большие мягкие игрушки, солдатики, одежда для кукол, мебель для кукол, коляски, бытовая техника (холодильник, телефон, плита, телевизор, часы, посуда и т.д.). 

воспитываем характер: вспышки  гнева .    
Не обращайте внимания на вспышки гнева у ребенка

Не обращайте никакого внимания на ребенка, когда он устраивает очередной «концерт». Приучите его к мысли, что вспышки гнева это не способ привлечь ваше внимание или добиться выполнения желаний. Но как не замечать смерч, бушующий в комнате? Отойдите от ребенка, впавшего в состояние аффекта, повернитесь к нему спиной, оставьте его одного в комнате, уйдите сами. Если он крушит все подряд или может повредить себя, уведите его в уединенное место. Во время его изоляции даже не смотрите на него. Хотя вам будет трудно оставить его, постарайтесь занять себя чем-нибудь другим в отдалении от ребенка.
Старайтесь держаться твердо
Несмотря на вопли и подпрыгивания вашего ребенка, не упускайте из рук контроль над ситуацией и твердо придерживайтесь своих правил. Тихо говорите себе, что для вашего ребенка важно понять, что он не может получить все, что хочет, когда захочет. Ваш ребенок учится жизни, а вы учитесь быть последовательным — так научите его понимать границы приемлемого и неприемлемого поведения.
Будьте как можно спокойнее
Скажите себе: «Ничего страшного. Я вполне могу контролировать поведение ребенка, ведь одновременно он учится контролировать себя. Он просто старается расстроить меня, чтобы добиться своего». Сохраняя спокойствие и игнорируя ребенка, вы дадите ему правильный пример поведения в момент огорчения. Так что занимайтесь своими делами.                                                                                                     Когда вспышка гнева уже стихла, сразу похвалите ребенка за то, что он сохранил самообладание, а затем вместе с ним займитесь любимой игрой или другим делом, которое бы не расстраивало вас обоих. Скажите: «Как хорошо, что тебе лучше. Я тебя люблю, но не люблю криков или воплей». Раз это будет вашим единственным откликом на вспышку гнева, он поймет, что вы игнорировали эту вспышку, а не его самого. Если вы с ребенком находитесь в магазине и он просит купить игрушечный автомобиль, о котором раньше запрещалось даже мечтать, вы можете изменить прежнее решение, но тогда следует дать объяснение ситуации. Скажите: «Помнишь, как в прошлый раз ты здесь устроил скандал? Если будешь вести себя хорошо и постоишь рядом со мной, я куплю тебе автомобиль». Это поможет ребенку понять, что вы покупаете игрушку не из-за его вспышки гнева, а совсем по другой причине. Если хотите, сообщите ему причины, заставившие вас изменить решение, особенно если они включают похвалу за хорошее поведение.

Чего не следует делать
Не урезонивайте и не объясняйте
Попытка урезонить ребенка во время вспышки гнева абсолютно бесплодна. Ребенок не слушает, он в разгаре спектакля, где он — звезда. Любое обсуждение только усиливает возбуждение, потому что создает желанную аудиторию.
Не выходите из себя
Скажите себе: «Почему я должен нервничать? Не сомневаюсь, что был прав, сказав «нет», у меня были на то причины». Потеря хладнокровия только побудит вашего ребенка продолжить накал страстей.
Не принижайте своего ребенка
Случившаяся у вашего ребенка вспышка гнева совсем не означает, что он плохой человек. Не говорите: «Плохой мальчик! Как тебе не стыдно?» Ребенок потеряет уважение к себе и почувствует, что он не заслуживает того уважения, которого добивался всеми силами.
Не вспоминайте о прошлых скандалах
Не напоминайте ребенку про его вспышку гнева в тот же день. Это только акцентирует внимание на поведении и повышает возможность новой вспышки, разразившейся просто для того, чтобы быть в центре вашего внимания.
Не заставляйте ребёнка платить за вспышку гнева

Отказ от общения с ребенком после окончания вспышки гнева только вынудит его устроить новые такие приступы, чтобы привлечь ваше внимание. Не заставляйте его чувствовать себя нелюбимым и нежеланным только из-за плохого поведения.



МЕДЛИТЕЛЬНОСТЬ
        Так как время не имеет значения для ребёнка в возрасте до пяти - шести лет, поторапливать его почти всегда бессмысленно. Маскируйте свое желание поторопить ребенка> когда вы говорите ему «пойдем» или «поторапливайся», под состязание с ним (кто быстрее). Превратите свои указания в забаву, а не в раздражающие приказы. Пусть ваш ребенок чувствует, что тоже контролирует темп своих действий.
Предупреждение проблемы
Старайтесь обеспечить запас времени
        Если вы торопитесь, а вам приходится ожидать своего «копушу», то вы зачастую теряете хладнокровие и опаздываете еще больше. Всеми силами старайтесь оставить побольше времени на подготовку ребенка к выходу. Поймите, что медлительность — типичная реакция на движение у тех, кто не понимает, что значит «время», и целиком поглощен исследованием окружающего мира.
Поддерживайте постоянный распорядок
        Поскольку ребенку требуется постоянство и определенная последовательность занятий в течение дня, а когда ломают привычный уклад, он начинает копаться, установите жесткий распорядок дня: когда он должен завтракать, когда приходить в детский сад и т. д. Ребенок должен знать расписание, которое вы для него составили.
Не копайтесь сами
        Если вы торопите ребенка перед выходом, а потом он ждет вас, то он начинает думать, что время не играет роли. Не объявляйте, что вы готовы к выходу, например, к бабушке, когда вы не готовы.
Решение проблемы
Пусть ребенку будет легко двигаться в вашем темпе
        Устраивайте простые игры, маскирующие необходимость торопиться. Например, попросите ребенка угадать, что его ждет в доме бабушки, чтобы заставить быстрее идти. Попробуйте позвать ребенка прибежать к вам «на руки», если вы хотите, чтобы он поторопился сесть в машину.

Играйте в игру «Обгони часы»
        Дети проявляют больше желания поторопиться не тогда, когда вы их просите что-то сделать, а когда они включаются в состязание с таймером (нейтральный авторитет), звонок которого во что бы то ни стало пытаются опередить. Поэтому чаще говорите ребенку, например: «Давай посмотрим, сможешь ли ты одеться до звонка таймера».
Стимулируйте скорость
        Пусть ваши завуалированные просьбы поторопиться (например, опаздываете в сад) содержат выгоду для ребёнка. Скажите: «Если ты обгонишь таймер, то сможешь поиграть десять минут перед тем, как мы пойдем в детский сад». Это позволит ребенку увидеть преимущества, которые получает тот, кто не опаздывает.
Награждайте и движение, и результат
      Чтобы настроить ребенка на выполнение задачи, периодически ободряйте его. Например, скажите: «Мне нравится, как ты быстро оделся». Это будет лучше, чем просто сказать: «Спасибо, что оделся».
Прибегайте к физическому воздействию на ребенка
      Вам может понадобиться оказать физическое воздействие на ребенка (усадить в машину, одеть) для того, чтобы выполнить стоящую перед вами задачу. Он должен понять, что жизнь течет по своим законам, независимо от его планов на данный момент {надо ехать в поликлинику, а не гулять, играть и т. д.).
Применяйте «бабушкино правило»
      Если ваш ребенок мешкает, а вы торопитесь куда-то уйти или что-то сделать, применяйте «бабушкино правило». Тогда призыв поторапливаться будет на руку не только вам, но и ребенку, заинтересованному в том, чтобы ему побыстрее разрешили, например, поиграть. Скажите: «Когда ты оденешься, то сможешь поиграть со своим поездом».                      

Чего не следует делать
Не теряйте контроль над собой
Если вы торопитесь, а ваш ребенок нет, не задерживайте себя и его разговорами {тем более ворчанием или криками), спровоцированными его медлительностью. Ваш гнев только поощрит неторопливый темп ребенка.
Не ворчите
      Если ребенок копается, а вы ворчите на него, чтобы он торопился, значит, вы уделяете ему внимание тогда, когда он не двигается, а не когда двигается. Замаскируйте поторапливание под игру.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Подготовка детей к школе: Понятийно – логическое мышление:

Рекомендации для родителей при подготовке к школе.

консультация для родителей Понимаем ли мы друг друга?