Возраст наших детей 2 - 3 года

Наш возраст 2 - 3 года и мы уже умеем:

Двигательная сфера    Крупная моторика
Может несколько секунд простоять на одной ноге.
Перешагивает  неприставным шагом  препятствие высотой 25-30 см. Поднимаясь вверх по лестнице,  ставит по одной ноге на каждую ступеньку; спускаясь, ставит на ступеньку обе ноги. Прыгает на двух ногах. Может ездить на трехколесном велосипеде.  
Мелкая моторика
Определяется ведущая, доминантная рука и начинает формироваться согласованная деятельность рук.
Рисует круг, яблоко, мячик, повторяет по показу крест, рисует человека («головонога») без туловища. Основное новообразование – наполняет рисунки конкретным  смыслом, то есть отображает предметы окружающего мира. Режет ножницами, делает бахрому, вырезает из бумаги простые фигуры. Нанизывает на веревочку бусины диаметром 1,8 см. Лепет простые фигурки из пластилина.
Строит башню по образцу из 9 кубиков, Копирует с модели  поезд, строит после показа мост. 
Навыки самообслуживания
Полностью одевается сам, расстегивает «молнию», липучки, большие пуговицы, с небольшой помощью взрослых застегивает пуговицы, завязывает шнурки. Аккуратно, в определенном порядке, складывает одежду на стул. Вешает пальто.
По мере необходимости пользуется салфеткой и носовым платком. Моет руки с мылом перед едой. Под руководством взрослых ходит в туалет, снимает и надевает штанишки. Помогает мыть себя в ванне – трет тело губкой, моет руки, ноги.
Речевая сфера  Понимание речи
Часто задает вопросы «Почему?», «Когда?», «Зачем?».
Понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа: « Положи кубик под   чашку»,  «Положи кубик в коробку». Ребенок понимает прочитанные, короткие рассказы и сказки со зрительной опорой и без нее. Называет практически все, за исключением одной – двух картинок из групп: животные. Люди, посуда, одежда, транспорт, мебель.
Активная речь     Переход к полноценной речи.
 Ребенок имеет  словарный запас более 400  слов (может достигать 1500 слов). Начинают правильно произносить звуки, уточняют их произношение. В речи использует сложноподчиненные предложения, усваиваются служебные слова. Ребенок овладел множественным числом существительных и глаголов. Остается неусвоенной категория род. К 3 годам усвоен в основных чертах грамматический строй родного языка. С 3х лет устанавливается согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах. Появляются краткие причастия. Отмечаются смешения рода  у местоимений: «мая  папа». Правильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что и т. д.
Знает свое имя, фамилию, пол, возраст. Хорошо отвечает на вопросы. Повторяет простую фразу из 6-7 слов и 3х цифр. 
Познавательная сфера
Игра и действия с предметами
Манипулирование предметом без попытки обследования.
Подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта. Появляются элементы «ролевой» игры (например, играя с куклой, говорит «я-мама», «я-доктор»).   Появляются более сложные сюжетные постройки. Включение в игру ребенка этапа «проговаривания действий».    
Восприятие
Восприятие ребенка непроизвольное. 
Легко выполняет задания на вкладывание, ориентируясь на размер:

- собирает без помощи взрослых и речевых инструкций  3х-составную матрешку;
- собирает 4х-составную пирамидку с учетом размера колец (если кольца одного цвета);
- подбирает соответствующие  крышки к трем коробкам разных размеров;
- собирает 2х-3х-составную разрезную картинку.
Правильно соотносит 4 пары одинаковых предметных картинок.
Пытается строить вертикальные модели, понимает ошибки.
Различает, правильно показывает и знает названия 4 основных  цветов:  красный, желтый, зеленый, синий.
Правильно и по назначению использует геометрические фигуры.
Соотносит низ и верх (например, соображает перевернуть книжку, повернутую вверх ногами). 
Память
Непроизвольная. Ребенок помнит свои имя, фамилию, повторяет простую фразу из 6-7 слов и 3 цифры
Внимание
 Непроизвольное, одноканальное гибкое, способен сам переключать внимание. Сознательный контроль за  выполнением действий отсутствует.
Устойчивость внимания (способность ребенка сосредотачиваться на чем либо, например, на игрушке или игровой деятельности)  до 15 -20 минут.
Находит 5-6 одинаковых изображений из 10 предметных картинок. Определяет, какого предмета не стало из трех предложенных.
Мышление
Формируются элементы наглядно-образное мышления. Сенсорный интеллект. У ребенка появляются символические функции: язык, игра, «отсроченная» имитация, воспроизводящая события некоторое время спустя, а также внутренняя имитация, составляющая основу образного мышления. У малыша появляется осознание действий прошлого и действий, не связанных с непосредственным его окружением.
Эмоционально-волевая сфера     
Ребенок различает мальчиков и девочек. По просьбе «делится», дает игрушку другому ребенку. Появляются символические (творческие) игры.
Воля
С 3 лет поведение ребенка побуждается мотивами. Выделяется ведущий мотив, который определяет поведение дошкольника. Система мотивов легко нарушается под влиянием яркого эмоционального побуждения, что приводит к нарушению хорошо известных правил.
Сфера общения
Формируется внеситуативно - познавательное общение (познаются предметы и явления окружающего мира).

Разбирающий на части (возраст 2-3 года)

Предметно - манипулятивная игра соответствует тому этапу развития ребёнка, когда его мышление носит наглядно-действенный характер. По своему существу она не является предшественницей игры сюжетной и стоит в истоке иной линии развития ребёнка – развития абстрактного воображения, художественного творчества и научного познания.
В этот период для интеллектуального развития ребёнка решающее значение имеет богатство окружающей его среды. Желательно, чтобы он имел возможность познакомиться с разнообразными материалами: деревом, глиной, тканями, металлом.
Именно в этом возрасте на уровне действия формируются предпосылки для появления в дальнейшем, такого качества мышления, как обратимость, - при выполнении прямых и обратных действий, которые так увлекают детей двухлетнего возраста: положить – вынуть, открыть – закрыть, выдвинуть – задвинуть и т.п.
С психологической точки зрения нельзя признать правильной и идею не давать ребёнку те игрушки, которые он может сломать. Напротив, в этом возрасте ему надо давать именно такие игрушки, которые можно и интересно разбирать.
Участия взрослого в этой предметно-манипулятивной игре не требуется. Предметно-манипулятивная игра имеет большое значение для развития у ребёнка воображения, которое является основной творческих способностей.

Примерный перечень игрушек и пособий для детей
раннего  дошкольного возраста.
Какие игрушки нужны детям
Развитие богатого эмоционального мира ребенка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребенку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя.
Выбор игрушек самим ребенком внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и выбор взрослыми друзей и любимых.
В игре не только проявляются индивидуальные способности и личностные качества ребенка, но и формируются определенные свойства личности.
Необходимо учесть, что до 4-х лет у детей нет деления на «девчоночьи» и «мальчишеские» игры. Мальчики и девочки должны «поиграть» в детстве всевозможные роли. Так, мальчикам не повредит поиграть а куклы и проявить свою заботу и нежность, а девочкам – в «пиратов» и проявить свою инициативу и активность.
Несомненно, у ребенка должен быть определенный набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.

1.5 – 2 года Парные картинки, лото, кисти, краски, набор для нанизывания («Бусы»), игрушечная мебель, пластилин и другие материалы для лепки, пазлы (простые), разрезные картинки из 2-3 частей, кегли, миниатюрные модели бытовых предметов, игрушечный набор «Семья», набор для ролевой игры (инструменты, доктор, кухня, парикмахерская и др.), игрушечный транспорт (поезд, корабль, самолет и др.), набор для игры с песком.

2-3 года. Модель дома, пазлы, фигурки животных с детенышами (лото «Найди
маму»: животные с детенышами), одежда для кукол по сезону, игрушечные часы, куклы для театра, разрезные картинки из 4-х частей, лото «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Мебель», «Одежда», «Транспорт», «Животные», составные игрушки из трех и более частей, губная гормошка, детские ножницы с тупыми концами, игрушечный клавесин, трехколесный велосипед.


Раннее сенсорное развитие.
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, но и детям: неуклонно растет объем знаний. Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи.
Работа по развитию речи у детей должна проводиться особенно серьезно и настойчиво в первые 3 года жизни. Если в это время не было этому уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.Речь - это результат согласованной деятельности многих областей мозга.

Различают речь сенсорную - понимание того, что говорят и моторную -способность произносить звуки речи. Артикуляционные органы (язык, губы, мягкое и твердое небо, щеки) лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.
Таким образом, развитие ребенка складывается из сенсорного, двигательного и речевого развития ребенка. От того как ребенок умеет воспринимать окружающий мир, владеть двигательными навыками и понимать речь взрослого будет зависеть интеллектуальное развитие ребенка, а отсюда его активная речь, т.е. способность правильно, четко выражать свою мысль.
Что такое сенсорное развитие ребенка?
Это развитие его восприятия и как результат формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, величине, цвете. запахе, вкусе, положения в пространстве.
Именно возраст до 3-х лет наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств (зрения, слуха, осязания), накопления представлений об окружающем мире, т.е. через ощущения ребенок познает мир.

К 3-м годам малыш должен уметь:
1. Ориентироваться в 3-х величинах (большой, поменьше, маленький). Например: собирать пирамидку по убыванию размера.
2. Ориентироваться в 4-х цветах по образцу.
Например: находить цвет по образцу в окружении, на картинках, на игрушках.
3. Начинать   распознавать  вес  (тяжелый,  легкий),   фактуру  (гладкий, колючий), 1° предметов (холодный, горячий).
4. Различать и подбирать геометрические фигуры и формы.
Например: квадрат надо положить на кубик, треугольник на конус. Таким образом сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка.
Общая моторика является показателем хорошей сформированности физического развития ребенка.
Чаще всего низкий показатель развития общей моторики бывают у детей с группой риска по речевому нарушению. В связи с этим необходимо родителям знать примерное содержание работы по физической подготовке. Вы можете проконсультироваться по данному вопросу у инструктора по физкультуре Карповой Валентине Васильевны.
2-ой составной частью развития интеллекта у ребенка является развитие мелкой моторики.
Развитие движений пальцев рук ускоряет процесс созревания речевых центров, так как их формирование происходит под влиянием импульсов, идущих от пальцев рук и чем их больше, тем качественнее будет работа органов артикуляции.
Я рекомендую 3-х летнему малышу делать ежедневно по 2-3 любых упражнения:
-  запускать пальцами мелкие волчки;
-   разминать пальцами пластилин, глину;
-   катать каждым пальцем поочередно камешки, мелкие бусинки, шарики;
-   2-мя пальцами руки «ходить» по столу;
-   показывать отдельно только один указательный палец, затем - 2, затем -3 и т.д.;
-   делать фонарики;

-   хлопать в разном темпе в ладоши;
-   собирать пальцы в щепотку, затем разбрасывать;
-   большой палец здоровается с каждым пальцем поочередно;
-   завязывать узлы на ленте, шнурке;
-   застегивать пуговицы, замочки, кнопки и т.д.
Хорошее речевое развитие ребенка является результатом качественного сенсорного и двигательного развития. Особенно в сенсорном развитии занимает развитие фонематического слуха. Это речевой слух, который позволяет различать и узнавать звуки.

Я хочу делать сам!
— вот что часто могут услышать родители детей, которым минуло два года. Эта декларация независимости позволяет родителям дать юным исследователям превосходную возможность попробовать свои силы, пока домашний уклад не омрачен ошибками и наказаниями. Раз конечной целью воспитания детей является сделать их уверенными в себе и самостоятельными, пусть попробуют себя, насколько выдержит ваше терпение в деле освоения жизненных навыков.


Предупреждение проблемы
Не предполагайте заранее, что ребенок не может чего-то сделать
Следите за изменениями в развитии ребенка. Обязательно дайте ему шанс попробовать что-то сделать, прежде чем возьметесь за это сами, чтобы не недооценить его реальные возможности.
Покупайте одежду, с которой ребенок может сам совладать
Покупайте одежду, которая легко снимается и надевается, пока ребенок учится ходить на горшок. Покупайте рубашки, которые легко снимаются через голову и не застревают на плечах при надевании.
Храните одежду рассортированной по видам
Помогите ребенку научиться выбирать одежду, сортируя ее, чтобы ему (и вам) было легче достать ее.
Возможные трудности
Задания для ребенка старайтесь сделать как можно более выполнимыми. Например, сами расстегните кнопки на его штанишках или начните расстегивать молнию на пальто, прежде чем дать ребенку закончить эту работу.
Решение проблемы
Играйте в игру «Обгони часы»
Скажите ребенку, сколько времени есть у него на определенный вид деятельности, чтобы он не подумал, что вы начинаете делать сами из-за его неспособности сделать это самому Установите таймер на столько минут, сколько вы отводите на данное задание, и скажите, например: «Посмотрим, сможем ли мы одеться до звонка таймера». Это помогает детям научиться чувствовать время и предотвращает битву между вами и ребенком, потому что теперь не вы, а таймер приказывает ему делать что-то. Если вы торопитесь и должны доделать работу, начатую ребенком, объясните ему причину спешки, чтобы ребенок не подумал, что вы стали делать все сами из-за его медлительности.
Предложите помощь и поддержку
Поскольку ваш ребенок не знает, что ему еще не по силам, а что он вскоре сможет делать, предложите, например, помочь ему одеться, сделав за него часть работы, которая из-за возраста для него слишком трудна (например, завязать шнурки на ботинках для годовалого). Скажите: «Подержи носок, а я надену тебе ботинок», чтобы ребенок сам что-то делал, а не просто наблюдал и ощущал свою непригодность.
Учитывайте попытки ребенка
Будучи любимым учителем вашего ребенка, вы можете побуждать его пытаться выполнить задание. Зная, что все познается на практике, научите ребенка этой аксиоме, сказав, например: «Мне нравится, как ты пыталась заплести косы. Это было здорово. Позже мы опять попробуем». Найдите в неудачной попытке что-нибудь хорошее. Похвалите ребенка за попытку надеть ботинки, даже если он сделал это неправильно.
Оставайтесь как можно спокойнее
Если ваш ребенок уже не хочет, чтобы все делали вы, а не он «Я надену шорты», «Я открою дверь», «Я задвину ящик», знайте — это начало его независимого существования, а не упрямство. Раз вы в итоге хотите, чтобы он все делал сам, пусть пробует, хотя вам, может быть, не хочется мириться с тем, как он неправильно задвигает ящик или кладет, например, салфетку. Не расстраивайтесь, когда дела делаются не так быстро или точно, как бы вы хотели. Старайтесь радоваться тому, что ваш ребенок делает первый шаг к самостоятельности, и гордитесь его инициативностью.
Как можно больше независимости

Старайтесь как можно меньше ограничивать самостоятельность ребенка, чтобы не вытеснить его инициативность. Например, дайте ему подержать  второй ботинок, пока вы завязываете шнурки на первом.
Просите, а не требуйте, чтобы ребенок что-то сделал
Чтобы ваш ребенок научился вежливо просить что-либо, покажите ему, как это делать. Скажите: «Когда ты меня вежливо попросишь, я разрешу тебе делать то, что ты просишь». Затем поясните, что значит «вежливо». Например, попросите ребенка сказать: «Пожалуйста, дайте мне вилку», когда он хочет взять вилку.
Чего не следует делать      
Не наказывайте ребенка за ошибки
Если, например, ребенок сам хочет налить молоко и проливает, не забудьте в следующий раз помочь ему это сделать. Знайте: все познается на практике, так что не ждите сразу успехов.
Не критикуйте усилия ребенка
Если это не слишком важно, не выпячивайте ошибку, сделанную вашим ребенком. Даже если, например, у него носок надет наизнанку, просто скажите: «Давай наденем носок правильно, ладно?» — и больше не возвращайтесь к этому
Не чувствуйте себя ущемленными 
Если ваш ребенок говорит: «Дай я сам открою дверь», а вы отлично знаете, что сделаете это быстрее и с меньшими усилиями, не говорите этого ребенку, дайте ему попробовать быть независимым и услышать вашу оценку его усилий. Не чувствуйте себя обиженными, когда ребенок не оценит вашу помощь: знайте, что ребенок взрослеет, и это нормально.

 Если ребёнок кусается...

Источник: Мишель Борба "Нет плохому поведению. 38 моделей проблемного поведения ребенка и как с ними бороться". Компьютерное издательство "Диалектика" Зав. редакцией Н.М. Макарова Перевод с английского Ю.А. Григорец, С.В. Меркуловой Под редакцией Э.В. Крайникова.

Многие родители сталкиваются с таким агрессивным действием ребенка как кусание. Обычно период кусания начинается, когда ребенку исполняется два года, а особенно ярко проявляется в период кризиса трех лет. Если кусается годовалый ребенок, когда у него режутся зубки  – это нормально. Так же потребность укусить у него возникает, когда он злиться или устал. Это может происходить как в шутку, так и со зла.
Если кусается двухгодовалый ребенок, то причину следует искать, прежде всего, в семье, в стиле семейного воспитания. Реакция большинства взрослых на то, что ребенок кусается, весьма эмоциональна. Агрессивные действия ребенка жестко подавляются. В адрес ребенка можно услышать массу угроз. Да, так гораздо проще, намного проще, чем попытаться  понять  почему ребенок так себя ведет, почему он вдруг ни с того ни сего начал кусаться. Чтобы ребенок перестал кусаться ему потребуется ваша помощь. Итак, для принятия правильного решения, что делать, если ребенок кусается, необходимо,  прежде всего, выявить причину.

Начнем с того, что в период раннего возраста с 1 до 3 лет наступает новая стадия развития ребенка – автономная.  Происходит отделение личности ребенка, становление его самосознания, т.е. ребенок выделяет себя в окружающем мире.  От него в этот период часто можно услышать фразу «Я сам!».  Происходит формирование и отстаивание ребенком своей автономности и независимости. Возрастает чувство самостоятельности.  Желания ребенка растут, он требует, присваивает, разрушает, проверяет силу своих возможностей. Здесь важен контроль со стороны родителей. Внешняя твердость взрослых тренирует у ребенка чувство различения (можно - нельзя, хорошо - плохо). На основе этих ограничений, социального неодобрения формируется чувство стыда и сомнения. При условии, если родители не будут подавлять в ребенке стремление к автономности, чрезмерно его опекая, у него к трем годам сформируются такие положительные качества как гордость и доброжелательность.  Соответственно, излишняя  опека взрослых поспособствует формированию у ребенка чувства стыда, сомнения, неуверенности.
              На  развитие личности ребенка, формирование у него положительных  качеств влияет правильно избранный родителями  стиль семейного  воспитания, общения с ребенком.
·         Если ранее, ребенок мог требовать что-то от взрослых используя плач, то в возрасте двух – трех лет, попадая в коллектив других детей, они сталкиваются с новыми, неожиданными для них  взаимоотношениями. Дети могут ударить, дать сдачу, могут не отдать «без боя» свою игрушку. Мы с вами знаем, что дети в этом возрасте сделают все, чтобы получить то, что они хотят, любым способом, кто-то криком, кто-то плачем, кто-то ударит, а кто-то может и укусить. Кусание в этом случае следует рассматривать как способ защиты ребенка себя или своей игрушки.
·         Если ваш ребенок проявляет агрессию таким способом как кусание, это может быть связано как  с проявлением его  амбиций,  так и указывать на некие семейные проблемы. Довольно часто дети, недополучающие внимания и ласки от родителей, привлекают к себе их внимание, направляя на них свою агрессию.
Выявив причину, нужно немедленно приступать к принятию мер по ее устранению, для того, чтобы подобное агрессивное поведение не закрепилось и не вошло в привычку у ребенка.

Что же делать, когда ребенок ведет себя агрессивно

по отношению к другим детям или взрослым?

·         Прежде всего, постарайтесь предупредить агрессивные действия со стороны ребенка по отношению к другим. Если вы заметили, что ребенок начинает сердиться, нервничать, спорить  переключите его внимание на что-нибудь другое, отвлеките его. Например, предложите ребенку поиграть в какую-нибудь интересную игру или предложите ему побыть одному, подумать над своим поведением. У этого метода есть плюсы. Он уменьшает количество социальных контактов ребенка с другими детьми, взрослыми. Кусание в случае долгого времяпрепровождения  ребенка  в коллективе детей (взрослых) является проявлением перевозбуждения.
·       
  Если кусается ребенок, который не умеет еще говорить, необходимо озвучить его поведение, для того, чтобы он запомнил его название, сказав: «Ты кусаешься!». Далее скажите: «Нельзя кусать людей, никогда так больше не делай!».  Затем переключите внимание ребенка на что-то для него интересное. Предотвратить его агрессивные действия можно с помощью предложенной ему альтернативы.  Спросите, как только заметили, что ребенок начал нервничать: «Ты хочешь поиграть с куклой или машинками?».
·         Если вам не удалось предупредить агрессивное поведение ребенка, вам необходимо в этом случае остановить дальнейшее проявление агрессивных действий со стороны ребенка. Для этого осторожно, без резких движений обнимите его.
·         Далее, смотря в глаза ребенку, расскажите ему о его чувствах, например: «Ты не хочешь отдавать Маше свою игрушку. Я тебя понимаю и т.д.». Старайтесь, чтобы ваша фраза звучала  утвердительно, была  эмоционально схожа с состоянием ребенка.   Важно показать ребенку, что вы его понимаете, что цель таких агрессивных действий ребенка – показать свое чувство обиды. И что при достижении цели дальнейшее проявление агрессивных действий бессмысленно.
·         Если ребенок укусил или ударил вас – скажите ему безразличным тоном: «Мне больно. Я очень сержусь, когда меня кусают».
·         Утешьте пострадавшего, проявите к нему сочувствие на глазах укусившего его  ребенка. Таким образом, ребенку подается пример того, как нужно выражать сочувствие. Дайте возможность ребенку загладить свою вину, предложите ему наложить пластырь на место укуса, извиниться, нарисовать рисунок и подарить пострадавшему.
·         Научите ребенка договариваться, выражать свои чувства, отстаивать свое мнение и желания словами. При случае говорите ребенку: «Мне нравится, что ты ведешь себя сдержанно».

Рекомендации родителям:

·         Ни в коем случае нельзя кричать или  бить ребенка.  Кого либо кусая, ребенка переполняет чувство злости. Он не способен осознавать то, что он делает.  Приказывая ребенку, не дав ему успокоиться, вы спровоцирует у него еще большую вспышку ярости. Помните, остановленные агрессивные действия ребенка, могут привести   к тому, что не выплеснувшиеся негативные эмоции останутся в ребенке и рано ли поздно проявят себя, найдут выход.
·         Если вас укусил ребенок - не кусайте его в ответ, иначе у него закрепится понимание того, что именно так и следует защищаться, отстаивать свое мнение.
·         Любите своего ребенка не только, когда он послушен и ласков, но и когда  он находится в состоянии гнева.
·         Не идите на поводу своих эмоций.  Проявляйте ум и чуткость.                                                               
Воспитательница моего трехлетнего сына сказала, что на прошлой неделе он три раза укусил маленькую девочку. Очевидно, он хотел с ней поиграть, и укусил, когда она отказалась. Если он не прекратит это, то не сможет ходить в детский сад. Как можно отучить сына кусаться, чтобы его не исключили уже в трехлетнем возрасте? Это так стыдно! Синди, мать двоих детей, Денвер, штат Колорадо
"Я просто в ужасе! Моя соседка сказала мне, что моя дочка покусала ее ребенка!"
"Когда мой сын расстроен, он кусает меня. У меня такое впечатление, что я воспитываю вампира!"
"В садике у моей дочки есть мальчик, который кусает других детей, когда злится. Нужно ли сделать моему ребенку прививку от столбняка?"

ЧЕТЫРЕ ШАГА К ПРЕКРАЩЕНИЮ КУСАНИЯ
Вам потребуется четыре "шага, чтобы прекратить кусание или другие агрессивные действия.
Шаг 1. Немедленно встаньте в оппозицию к агрессору и примените к нему штрафные санкции
Отреагируйте в тот самый момент, когда ребенок укусил вас. Если он еще не умеет говорить, озвучьте это поведение, чтобы он запомнил название: "Ты кусаешься!" Затем строго скажите: "Нельзя кусать людей!" Твердо выразите свое неодобрение и быстро переключитесь на другую тему. Что бы вам ни советовали другие родители, не кусайте своего ребенка в ответ. Это не поможет, и, кстати, таким образом вы дадите ему понять, что детям кусаться нельзя, а взрослым можно. Если ваш ребенок часто кусает вас и остальных, срочно начинайте действовать. Устройте встречу с другими людьми, принимающими участие в воспитании вашего ребенка (например, с учителем, тренером, воспитательницей в садике, няней). Установите для ребенка те или иные штрафные санкции, которые все поддержат: это может быть ограничение в чем-то, временная изоляция или возвращение домой.
Шаг 2. Утешьте жертву и выразите ей свое сочувствие

Дети должны знать, что когда они кусаются, то причиняют другим людям боль. В присутствии ребенка направьте все внимание на жертву: "Я очень сожалею! Тебе, наверное, больно? Что я могу сделать, чтобы помочь тебе?" Таким образом, вы подадите своему ребенку пример выражения сочувствия. Если возможно, сделайте так, чтобы ребенок загладил свою вину. Он может промыть укушенному ребенку место укуса, предложить повязку или пластырь, нарисовать картинку в знак примирения, извиниться, предложить игрушку. Обязательно попросите прощения у родителей ребенка прямо на месте или позвоните им позже.
Шаг 3. Научите ребенка новому поведению вместо кусания
Если у вашего малыша режутся зубы, то, скорее всего, он кусается оттого, что у него болят десны. В этом случае предложите ему что-нибудь погрызть, чтобы облегчить боль (например, замороженный кусочек сока, кольцо для зубов из твердого пластика или резиновую игрушку).
Дети часто кусаются потому, что им не хватает слов, чтобы выразить свои потребности или состояние фрустрации. Определите, в каком случае ребенку не хватает слов, и научите правильно реагировать на ситуацию, чтобы у него не возникало желания укусить. Потренируйте вместе новые навыки до тех пор, пока он не сможет использовать их самостоятельно. Один мальчик кусался, потому что хотел тоже поучаствовать в игре, но не мог это выразить. Как только отец понял, в чем дело, он научил ребенка говорить: "Сейчас твоя очередь, потом моя". Вскоре ребенок перестал кусаться. Если у вашего ребенка возникают проблемы при выражении чувств или желаний, научите его говорить: "Я зол" или "Я хочу играть". Не забудьте сообщить ему, что вам нравится, когда он ведет себя сдержанно.
Шаг 4. Лучшая мера — предугадать намерение укусить
Если у вашего ребенка появилась привычка кусаться, внимательно наблюдайте за его поведением. Вы сможете немедленно вмешаться и не допустить подобных действий. Аккуратно, но плотно прикройте ему рот и скажите: "Нельзя кусаться. Ты должен выразить словами, что ты хочешь". Потом покажите ему, как это делать, например: "А теперь моя очередь играть". Ребенка, который еще не разговаривает, отвлеките от ситуации или предложите альтернативу: "Ты хочешь поиграть с глиной или кубиками?" Таким образом, можно вмешиваться несколько раз, пока это поведение не прекратится. Итак, сначала наблюдайте, а затем немедленно действуйте.
ПЛАН
ПОЭТАПНОГО ИЗМЕНЕНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА
Поговорите с другими родителями, чтобы узнать, есть ли у них такие же проблемы с детьми. Если да, то, как они реагируют на это поведение? Считают ли пресечение подобного поведения своей обязанностью? Если кусание — не только что возникшая проблема, то пообщайтесь с другими людьми, принимающими участие в воспитании вашего ребенка: учителями,
воспитательницами, нянями, родителями его друзей. Замечают ли они такое же поведение? Если ваш ребенок кусается только на чужой территории, то чем отличается окружение в тех местах от домашнего? Мог ли он приобрести эту привычку в школе, садике или во дворе? Чувствует ли он себя расстроенным, незащищенным или обеспокоенным в этом окружении? Можете ли вы внести какие-либо изменения в окружающую ребенка обстановку, чтобы исключить подобное поведение? Теперь настало время действий по изменению поведения вашего ребенка. Используйте Дневник поэтапного изменения проблемного поведения ребенка для записи своих мыслей и составления плана изменений.
1. Как вы обычно реагируете в ситуации, когда ваш ребенок кусается? Как вы думаете, почему это не срабатывает? Обратитесь к шагам 1 и 2 для применения более эффективных способов реагирования. Подумайте, что вы предпримете, чтобы в следующий раз, когда ваш ребенок начнет кусаться, вы были готовы действовать согласно вашему плану.
2. Обратитесь к шагу 3. Есть ли поведение, которому ребенок может научиться, чтобы заменить кусание? Если да, то подумайте, как и когда вы начнете учить его этому новому качеству.
3. Обратитесь к шагу 4. Понаблюдайте за своим ребенком, чтобы определить, существуют ли у него какие-либо соответствующие поведенческие паттерны*. Оцените его настроение перед тем, как он начинает кусаться. Может быть, он скучает, расстроен, возбужден, устал, голоден, испуган, перегружен или что-нибудь еще? Как только вы определите, почему он кусается, составьте план по ограничению факторов, провоцирующих такое поведение. Например, если у него возникают сложности в большом коллективе, ограничьте его общение меньшей группой, пока он не адаптируется в ней, или ограничьте количество детей, одновременно приходящих к вашему ребенку поиграть.
4. Записывайте, как часто ваш ребенок кусается, чтобы убедиться, что количество укусов уменьшается. Если вы постоянно используете технику для пресечения агрессивного поведения, но оно продолжается, попробуйте проконсультироваться у профессионала, особенно если ваш ребенок школьного возраста.



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Подготовка детей к школе: Понятийно – логическое мышление:

Рекомендации для родителей при подготовке к школе.

консультация для родителей Понимаем ли мы друг друга?