Творческим коллегам


«Эмоциональное благополучие
ребенка в детском саду»

Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что для ростка свет, тепло, влага, удобрение…
Чтобы нормально расти, ребенку нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности для нас, взрослых.
И. Сеченов

Дошкольное детство – период, когда закладываются основы физического, психологического развития и здоровья будущего человека. Одним из центральных положений Концепции дошкольного воспитания является обеспечение эмоционального благополучия ребенка в дошкольном учреждении, которое является показателем эффективности работы детского сада и составляет основу психологического здоровья детей.
Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше детей с отклонениями в эмоциональной сфере. А ведь эмоциональная сфера и является ведущей в психологическом развитии ребенка дошкольного возраста и поэтому является основной для осознания ребенком себя.
Детство – это не только светлый и радостный промежуток времени, это не только состояние беззаботности, но и нехватка общения, неуверенности в себе, недостаток любви и понимания. Вот что сказал В. А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям»: «В период большого эмоционального подъема мысль ребенка становится особенно ясной, а запоминание происходит наиболее интенсивно. Дети могут забыть то, что им сказали, но они никогда не забудут те чувства, которые вы у них вызвали. Проводя в детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, дети могут испытывать психологическую нагрузку. Для ребенка нет ничего важнее психологического, эмоционального благополучия – без него не сложится нормальная личность. Именно комфортность самочувствия дошкольника, на взгляд Марины Сергеевны Мазур, обязана занять достойное место среди основных показателей качества дошкольного образования.
Комфортное состояние дошкольника определяется следующими признаками: он спокоен, жизнерадостен, активен, охотно включается в детскую деятельность и общение со сверстниками, инициативен в контактах со взрослыми, с удовольствием посещает детский сад.
Показателями дискомфорта являются следующие признаки: ребенок вял, сторонится детей, робок, плаксив смущается при обращении к нему взрослых и детей, нерешителен, проявляет тревожность в новых ситуациях, видно, что ходит в детский сад без желания, по необходимости.
Для развития эмоциональной сферы, как базиса психики ребенка, важно, чтобы его развитие проходило в свойственных ребенку видах деятельности – игре, рисовании, танцах… Воспитателю важно научить дошкольников пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний.
Важно отметить, что эмоциональная сфера является составляющей в развитии дошкольника, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых управлять своими эмоциями. Компетентный педагог устанавливает в группе такую атмосферу общения, которая помогает детям чувствовать себя свободно и комфортно. Поэтому деятельность взрослых, как родителей, так и работников ДОУ должна включать в себя создание определенных условий эмоционально-психологического благополучия каждого ребенка, а значит и группы в целом.
В связи с эти можно выделить следующие условия:
1). Быстрая адаптация ребенка к условиям детского сада;
2). Эмоциональное самочувствие ребенка во многом зависит от его отношений со сверстниками. Доброжелательные отношения между сверстниками создают положительный эмоциональный климат в группе;
3). Важным и необходимым условием является стиль общения воспитателя с ребенком. Ребенок с радостью идет в детский сад, где его ждут, радуются успехом, помогают преодолевать трудности. Воспитатель в общении с ребенком – не над, а рядом, вместе, глаза в глаза.
4). Предметно-развивающая среда, которая служит интересом и потребностям каждого ребенка.
5). Большую роль в эмоциональном благополучии ребенка играет тон воспитателя, он должен быть доброжелательным, располагающим к общению.
6). Проведение в группе «Утра радостных встреч», позволяющих каждому ребенку ощутить себя в центре внимания.
7). Обстановка в семье, характер семейных отношений часто влияют на эмоциональное благополучие и на развитие ребенка.
Все эти условия взаимосвязаны и взаимозависимы и в совокупности позволяют судить о том, насколько хорошо ребенку в детском саду.
Таким образом, грамотно построенная педагогическая работа обогащает эмоциональный опыт детей, что значительно снимает или даже устраняет недостатки в их эмоциональном развитии и благополучии. Дошкольный возраст – благодатный период для того, чтобы научить дошкольников соответствующим образом направлять и проявлять свои эмоции. Со стороны воспитателя необходим контроль за появлением возрастных психологических новообразований и эмоциональном состоянии каждого ребенка.
Именно от нас – педагогов во многом зависит сохранение психологического здоровья детей.
 

Семинар с элементами тренинга 
толерантное отношение к детям
с ограниченными возможностями здоровья.

Социально-педагогическая цель: развитие способности признавать существование иной точки зрения в рамках универсальных прав и свобод личности, и при этом обеспечивать развитие независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. Формирование убеждение в том, что толерантность - норма жизни, воспитывать у детей с раннего возраста, умению договориться, достичь компромисса. Следуя принципам толерантности, учиться разрешать противоречие с помощью переговоров. Чем больше способов знает человек, тем более он способен к толерантности, к продуктивному взаимодействию.

Участникам семинара  раздается карточки с определениями понятий толерантности на разных языках мира, зачитываем и обсуждаем. 
Totolerate (англ.) - быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации;
 Tolerance (фр.) - убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной; 
Tolerencia (ucn.)  - способность принимать идеи или  мнения, отличные от собственных; 
 Kuanrong (кит.) - принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим;
Tasamul' (араб.) - снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать;
Толерантность, терпимость (рус.) - умение   терпеть  (выдерживать,   выносить,   мириться   с  чем-либо),  принимать  признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим   собой по отношению к кому-либо  чему-либо, быть снисходительным   к чему-либо  кому-либо. 

Определения, существующие на разных языках, в целом совпадают. Однако в каждом из них просматриваются свои национальные особенности: английская - снисходительность, китайское - великодушие, русское - умение терпеть.
Толерантность   -   феномен  исторический, являющийся одним  из факторов эволюционного  развития  человечества.   Возникнув  на основе инстинкта самосохранения, толерантность постепенно обретала статус ценности и нормы.
С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ:
Толерантность близка к понятиям милосердия и снисхождения. Важность этого феномена в современной жизни столь сильна, что в 1995 г. ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности, включающих уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности, гармонию в многообразии, направленность на достижение мира и содействие замене культуры войны культурой мира.
Ведущий рассказывает участникам   группы о Нобелевской премии, ставшей  символом   высшего достижения в области науки по следующим   четырем номинациям:  физика, химия, медицина, литература, и пятой номинации, по которой учреждена премия, оговоренная в завещании Альфреда Нобеля как "внесение весомого вклада в сплочение народов, уничтожение   рабства,  снижение   численности  существующих армий и содействие мирной договоренности... от 27  ноября 1895 г.; г.  Париж".  В настоящее время премия, учрежденная Альфредом  Нобелем, пользуется  огромным   международным   авторитетом   и выдается с 1901 г.- наши соотечественники – Андрей Дмитриевич Сахаров 1970г. Михаил Сергеевич Горбачев 1990 год.
Толерантность бывает:
Естественная (натуральная) Она подразумевает любознательность и доверчивость, свойственные и изначально присущие маленькому ребенку.
Моральная - этот тип означает терпимость, ассоциируемую с личностью (внешним «Я» человека). В той или иной мере она присуща большинству взрослых людей и проявляется в стремлении сдерживать свои эмоции, используя механизмы психологических защит.
Нравственная - предполагает принятие и доверие, которые ассоциируются с сущностью или «внутренним Я» человека. Она включает как уважение ценностей и смыслов, значимых для другого, так и осознание и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний, переживаний и чувств. Это дает личности преимущество не бояться и выдерживать напряжения и конфликты, миновать которые никому по жизни не удается.
Как видим, толерантность – это не просто отдельно взятое качество, а результирующий фактор взаимосвязанных свойств личности. А потому взятая на себя задача «стану терпимым!» может привести только к усилению моральной толерантности. Дорасти же до нравственной можно, лишь начав с самопознания и двигаясь в направлении внутренней гармонии. И она, эта гармония, будет расти и, по мудрому выражению Джебрана Калила Джебрана, «раскрываться, как лотос с бесчисленными лепестками»...
УПРАЖНЕНИЕ 

Каждый человек - уникальная личность. В чем-то совершенно не подражаем   и вне всякой конкуренции. И верить в свою исключительность необходимо каждому. Ведущий предлагает участникам группы подумать над тем, что каждый из них действительно является "подарком" для человечества. Каждый из участников аргументирует свое утверждение, например: "Я подарок для человечества, так как я..."
         Ведущий обобщает высказывания участников, говорит, что у всех много возможностей, много того, что делает каждого уникальным, и того, что всех объединяет. Поэтому мы нужны друг другу, и каждый человек может добиться в жизни успеха и сделать так, чтобы другим людям рядом с ним было веселее и радостнее жить.
Все люди  разные  и мы можем увидеть, что одни - толерантные личности, а другие интолерантные,
ЗАДАНИЕ:  

Каждый участник группы называет  характеристику, свойственную толерантной личности, которая,  по  его  мнению,  у  него   наиболее  выражена, записываем на доске. Участники   получают   возможность   сравнить   представление о себе, с портретом    толерантной   личности,   созданным    группой. В процессе обсуждения участники тренинга определяют качества толерантной и интолерантной личности и выясняют, каких качеств им   не хватает для того, чтобы считаться толерантными людьми.
В качестве примера характеристик толерантной личности, названных всей группой, приведем следующие:  терпение,   доверие,  умение владеть собой,    снисходительность,  доброжелательность,    терпимость к различиям,   способность к сопереживанию, умение слушать, открытость, искренность, великодушие, милосердие и т.д.
ЗАДАНИЕ:  

Ведущий предлагает участникам группы дискуссию - выразить свое отношение к родителям: наркоманам, физически неполноценным, зараженных СПИДом, психически неполноценным, алкоголикам. Необходимо указать, как следует поступить с представителями данных групп:  изолировать, игнорировать, помогать или использовать другие меры.
К детям с ограниченными возможностями здоровья: дети с нарушением зрения, слуха, речи, движения, интеллекта, задержкой психического развития, аутисты, синдром Дауна, дефицита внимания с гиперактивностью, церебрального паралича, инвалиды.  
Результаты работы обсуждаются всеми участниками группы, позволяя определить толерантное или интолерантное отношение, при этом каждый высказывает свою точку зрения.
В преодолении трудностей, связанных с особенностями работы с нетипичными детьми, педагогам поможет выполнение некоторых рекомендаций. При этом, самое важное значение имеет психологическая готовность педагогов к работе с детьми, имеющими нарушения в развитии, которая выражается в следующем:
  • психологически настроить себя на то, что трудности в работе с данной категорией детей неизбежны, но вам под силу их преодолеть; 
  • не опускать руки при первых же неудачах, попытаться понять их причины; 
  • верить в себя и в воспитанников, видеть и уважать в них индивидуальность, сотрудничать с ними, быть всегда доброжелательным и внимательным к ребёнку, готовым менять что-то в себе.
ТЕОРИЯ
Межличностная толерантность - это соответствующая направленность индивида на поведение в семье, коллективе, в деловом и управленческом общении. Межличностная толерантность выступает фундаментом любой терпимости в обществе и в наибольшей степени поддается целенаправленному формированию при обучении и социальном   воспитании.
Одним из главных социальных институтовспособствующих формированию толерантной личности в современном обществе, является образование. Толерантность как особенность сознания или личностная черта не присуща человеку изначально и может никогда не появиться, не будучи специально воспитанной, сформированной.
Рассмотрим модель развития толерантности личности, которая включает четыре уровня толерантности на основе изучения структуры толерантности и возрастных особенностей. Критерием выделения уровней является степень самостоятельности проявления толерантности. Процесс формирования толерантности позволяет отследить ее уровневые проявления по ряду показателей:
•       наличие адекватной самооценки,
•      непосредственная эмоциональная оценка,
•      осознанность мотивации толерантности,
•      характер совместной деятельности,
•      ситуативное эмоциональное отношение,
•      степень рефлексивной активности,
•      зависимость от внешних условий,
•      от ситуаций, в которые попадает человек.

        На развитие толерантной личности влияют как внутренние, так и внешние факторы. Внутренние факторы, которые сдерживают развитие толерантности (нервозность, несдержанность, черты темперамента, негативные формы самоутверждения), преодолеваются самим человеком. К факторам, способствующим саморазвитию толерантности личности, можно отнести развитие самосознания, расширение кругозора, формирование мировоззрения.
Толерантность, сформированная в раннем возрасте, является одним   из важнейших условий снижения напряженности в социуме.
ВОПРОС ПЕДАГОГАМ:
- Какие формы работы можно использовать при формировании толерантности у детей дошкольного возраста?
Игры, чтение, театр, изодеятельность, труд, спорт, одним словом вся деятельность ребёнка в коллективе наполнена воспитанием толерантного отношения друг к другу и окружающему миру. 
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:
Все  Вы знаете русскую народную сказку "Курочка  Ряба" 
- Чему она учит детей? ... доброте, искренности, пониманию, желанию помочь, сопереживанию и т.д. 
пантомима
Есть много вариантов как рассказать сказку детям чтобы донести её смысл. Представьте себе, что в вашей группе есть дети с ОВЗ. Предлагаю разделиться на подгруппы по 3 чел. и, взяв задание - подготовить и показать отрывок  из сказки.
театр
мимика
эмоциональное чтение 
пальчиковый театр
     
    
кукольный театр





                                               
чтение без эмоций

Вопросы: как считаете, какой способ показа сказки самый эффективный?    Сказка всем была понятна? Что помогает донести смысл сказки  до всех детей?

с использованием музыкальных
 инструментов
 ВЫВОД:
Социальный аспект проявления толерантности в дошкольном возрасте сопряжен как в отношениях со взрослыми, так и со сверстниками. Однако при еще слишком ограниченном опыте и стремлении к взрослости развитие толерантности происходит, как движение от случайно-ситуативного проявления толерантности (в какой-либо ситуации в результате стечения обстоятельств: хорошее настроение, диалог об интересующем предмете, доброжелательный настрой другого) через признание возможных толерантных отношений, предлагаемых педагогом (проявление толерантности регламентируется рамками, нормами, правилами поведения, принятыми в обществе).
Ведущий напоминает участникам группы, что толерантное поведение определяется знанием следующих личных прав каждого человека:
•         самостоятельно судить о своем  поведении, мыслях, эмоциях и брать на себя ответственность за их последствия;
•         делать ошибки и отвечать за них;
•         не зависеть от того, как к вам   относятся другие люди;
•         не обращать внимания на советы окружающих и следовать своим   собственным   убеждениям;
•         побыть одному, даже если другим   хочется вашего общества;
•         менять свои решения или избирать другой образ действий.
Заявляя о своих личных правах, надо помнить: они есть у всех остальных людей. Нужно учиться уважать личные права других так же, как вы хотите, чтобы уважали ваши. 
РЕФЛЕКСИЯ:
Помогает ли толерантность, с вашей точки зрения, в достижении определенных целей (указать, каких)?
Определите степень выраженности вашей толерантности:
а)    высокая степень,
б)    средняя степень,
в)    низкая степень.


Что подготовить: буклет, приложение 2, доска и фломастер, театр пальчиковый, кукольный, костюмы, музыкальные инструменты.

В работе, ориентированной на людей,
есть только один ключ к успеху — доверие»
Плутарх


Семинар – практикум
Управление конфликтом,

 

Участие в работе семинара - практикума поможет Вам:

· получить практическую модель разрешения конфликтов, приобрести практические навыки разрешения и предотвращения конфликтных ситуаций;

·        выработать навыки отслеживания и преобразования ситуаций, ведущих к конфликтам;

а также получить ответы на вопросы:

1)    природа возникновения конфликта;

2)    как различать истинные причины начала конфликтов;

3)    как научиться предупреждать появление конфликтов;

4)    как научиться править конфликтами и разрешать их на взаимовыгодной основе.

5)    как правильно вести себя с воюющими сторонами;


Цель:  освоить технологии управления конфликтом; овладеть приёмами конструктивного влияния на людей, развить стратегическую гибкость в общении. 
Конфликт - это отсутствие согласия между двумя и более сторонами. Слово конфликт обычно воспринимается людьми с негативных позиций. Они ассоциируют это слово с враждой и болью, которые в действительности сопровождают всех конфликтующих. Однако в организациях конфликт — это не обязательно негативное явление. Нередко конфликты помогают участникам трудового процесса, когда они попадают и конфликтные ситуации, лучше осознать цели организации, обратиться к своим неиспользованным резервам и сделать многое из того, что кажется невозможным в обычных условиях. Существование разногласия (конфликта), столкновение различных мнений - это нормальное явление, факт существования человечества, условие эволюционного развития.
Кооперация - это сотрудничество в самом широком значении этого слова. Данная форма характеризуется общей целью и потребностями в принадлежности к группе. Общая цель порождает у людей теплые чувства друг к другу и взаимное тяготение, а потребности — взаимную симпатию.


Соревнование вызывает повышенную активность людей, что при определенных условиях ведет к росту производительности труда. В своем особом проявлении, в конкуренции, эта форма толкает людей к единоличному обладанию общей целью.




Приспособление как форма взаимодействия побуждает людей к терпению по отношению к другим людям и социальным группам, к примирению с иными взглядами и точками зрения. 

                                                                                 



Конфликт - это противоборство, это борьба, но проявляемая в самых различных формах.

Управление конфликтной ситуацией. В идеале считается, что педагог должен не устранять конфликт, а управлять им и эффективно его использовать. При этом работа осуществляется в такой последовательности:

1.     изучение причин возникновения конфликта;
2.     ограничение числа участников конфликта;
3.     анализ конфликта;
4.     разрешение конфликта.


                       

Основные рекомендации психопрофилактического поведения в конфликтной ситуации .
1.     Умение отличить главное от второстепенного. Казалось бы, чего проще, но жизнь показывает, что сделать это довольно сложно. Практически ничто кроме интуиции не может вам помочь. Но если регулярно анализировать ситуацию, мотивы своего поведения, если пытаться понять, что, действительно является «вопросом жизни и смерти», а что просто вашими амбициями, и научиться отбрасывать несущественное, вы сможете следовать следующему совету: «Не позволяйте себе расстраиваться из-за пустяков, которые следует забыть. Помните, что жизнь слишком коротка, чтобы растрачивать ее на пустяки». Умение отличить главное от второстепенного должно помочь вам найти правильную линию поведения в конфликтах.

  2. Внутреннее спокойствие — это такой принцип отношения к жизни, который не исключает энергичности и активности человека. Наоборот, он позволяет стать еще более деятельным, чутко реагировать на малейшие оттенки событий и проблем, не теряя самообладания даже в критические моменты. Внутреннее спокойствие — это своего рода защита от всех неприятных жизненных ситуаций. Именно внутреннее спокойствие позволяет человеку сохранить подобающую форму поведения.

   3.Эмоциональная зрелость и устойчивость — это, по сути, возможность и готовность к достойным поступкам в любых жизненных ситуациях.

  4.Знание меры воздействия на события — это способность остановить себя и не «давить» или, наоборот, ускорить событие для того, чтобы владеть ситуацией и уметь адекватно реагировать на нее.

5.     Умение подходить к проблеме с различных точек зрения. Вполне понятно, что одно и то же событие можно оценить по-разному в зависимости от позиции. Например, если рассматривать конфликт с позиции своего «я» — будет одна оценка, а если попытаться посмотреть на эту же ситуацию с позиции своего «противника», возможно, все покажется иным. Поэтому важно уметь оценивать, сопоставлять, соединять разные позиции.
 6Готовность к любым неожиданностям, а также отсутствие (или сдерживание) предвзятых линий позволяют быстрее перестроиться, своевременно и адекватно отреагировать на изменение ситуации.

7.     Восприятие действительности такой, какая она есть, а не такой, какой человеку хотелось бы видеть ее. Этот принцип тесно связан с предыдущим. Следование ему способствует сохранению психической устойчивости даже в тех случаях, когда все кажется лишенным внутренней логики и смысла.
8.     Стремление к выходу за рамки проблемной ситуации. Как правило, все «неразрешимые» ситуации неразрешимы только в каких-то изначально заданных рамках обстоятельств. Если осознать их лишь как частицу глобальных, мировых проблем, то это помогает найти выход из экстремальной ситуации. Безвыходных ситуаций не бывает.

9.   Наблюдательность — важное качество, необходимое не только для оценки окружающих и их поступков. Многие ненужные реакции, эмоции и действия отпадут, если мы научимся беспристрастно наблюдать за собой. Если человек умеет объективно оценить свои желания, побуждения, мотивы как бы со стороны, ему гораздо легче управлять своим поведением, особенно в критических ситуациях.
10. Дальновидность — это способность не только понимать внутреннюю логику событий, но и видеть перспективу их развития. Знание того, «что к чему приведет» оберегает от ошибок и неправильной линии поведения, предотвращает формирование конфликтной ситуации.


   11.                     Стремление понять другихПонять помыслы и поступки другого в одних случаях означает примирение с ними, в других — правильное определение своей линии поведения. Много недоразумений в жизни мы испытываем только потому, что не умеем или же не даем себе труда сознательно поставить себя на место других; способность понять (пусть даже не принимая) противоположную точку зрения помогает предвидеть поведение людей в той или иной ситуации.


12.                     Умение извлекать опыт из всего происходящего, то есть «учиться на ошибках», причем не только на своих, умение учитывать причины прошлых ошибок и неудач помогают не совершать новых.




 Считаю, что после совместной работы,  мы еще раз задумаемся о нашем отношении к ближним, как не раз задумывались великие и мудрые люди. 
«В сражениях побеждают те, кто скорбит войну, – учил древний китайский философ Лао цзы (579 – 499 до н. э.), – главное состоит в том, чтобы соблюдать спокойствие» По его мнению, главные первоначала мира Ян (светлое) и Инь (темное) не столько борются между собой, сколько, дополняя друг друга, образуют гармонию Единого.
«Организация — это удлинённая тень своего руководителя». Вольтер.

«Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс». Ч. Ликсон.

Результатом   работы  семинара - практикума "Управление конфликтом", стала коллективная работа - коллаж "Мои ценности".



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Подготовка детей к школе: Понятийно – логическое мышление:

Рекомендации для родителей при подготовке к школе.

консультация для родителей Понимаем ли мы друг друга?