Уважаемым родителям
|
по материалам книги Кэтрин
Кволс Радость воспитания

В детском возрасте
многим из нас не разрешали открыто выражать свои чувства. Нам говорили примерно
так: «Тебе хочется поплакать? Ну, теперь ты у меня действительно поплачешь!»
Слезы, выражающие уязвимость ребенка, рассматривались как проявление слабости
и безволия. Даже в словаре дается негативное толкование значения слова «уязвимый»:
1) ранимый, не способный защитить себя от внешних нападок; 2) восприимчивый к
критике, легко поддающийся искушениям и влияниям извне и т. д. Кто захочет
быть уязвимым или чутким с определениями, подобными этим? Нам нужно ввести
новое определение, которое давало бы характеристику словам «уязвимость» и
«чуткость» как откровенность, прямота, умение открыто выражать свои чувства.
У нас есть склонность
критически относиться или категорически отвергать все то, что мы не понимаем
или, вернее, не хотим понять. Это отчетливо проявляется в нашем стремлении
доказать детям, что они заблуждаются в своих чувствах: «Разве можно не любить
свою сестру?» Не бывает правильных или ошибочных чувств. Они просто существуют,
и ничего с ними нельзя поделать. Чем слабее наш контакт с собственными
чувствами, тем настойчивее мы пытаемся опровергнуть проявление каких бы то ни
было чувств у наших детей. Вот перечень «заглушек» для чувств — другими
словами, того, что мы порой делаем, подавляя выражение детских эмоций:
















Если вы сделаете нечто подобное, когда
ребенок будет открыто выражать свои
чувства, то увидите, как он автоматически подавит их в себе. Тем самым он как
бы говорит: «Совсем небезопасно для меня показывать, кто я есть на самом деле.
Не лучше ли спрятать свое чувство куда подальше?»
Поскольку речь зашла о таком
распространенном явлении, как подавление в себе эмоций, хочу обратить ваше
внимание на то, что очень часто мы и наши дети делаем это во время еды. Мне
невольно довелось стать свидетельницей такой сцены: одна мама обедала в
ресторане со своим маленьким сыном, явно страдающим избыточным весом. Мама беспрерывно
ворчала на мальчика. Было заметно, что мамины придирки очень раздражали
ребенка. А пока она «пилила» его, он запихивал в рот пищу с неимоверной
быстротой. Подавленные эмоции могут проявиться со временем в том или ином
заболевании. Ребенок, всецело подчиненный воле родителей, лишенный возможности
открыто выражать свои чувства в их присутствии, может в отчаянии вымещать свои
отрицательные эмоции на младших братьях или сестрах, домашних животных, а также
игрушках и других вещах.

Поговорим теперь о
способах, с помощью которых вам можно установить такой контакт с ребенком (или
взрослым человеком!), который бы вызвал выражение чувств, переполняющих вашего собеседника.
Внимательно вслушивайтесь в то, что
говорите. Эти слова произносите, представляя себе, что их говорит вам ваш(а)
друг (подруга) на первом свидании.
С любопытством задавайте
вопросы: «А
что твой брат натворил, чтобы разозлить тебя?»
Посочувствуйте: «Если бы я был на твоем месте, то, наверное,
чувствовал бы то же самое».
С помощью
наводящих вопросов вызовите выражение чувства: «Как ты
себя после этого чувствуешь?» или «Расскажи мне об этом еще».
Задавайте такие вопросы, которые подскажут ребенку решение его
проблемы: «А что
случится, если...»
Найдите
что-либо в его высказываниях, достойное похвалы, и подбодрите его: «Я вижу, что ты не сдаешься и
действительно настроен сделать так, как хочешь». При случае поделитесь подобными переживаниями из собственного опыта,
чтобы помочь ребенку почувствовать, что он не одинок в этом мире: «Когда мне было столько лет, сколько тебе сейчас, я испытывал те же самые
трудности в общении с девочками».
Когда ребенок выражает свои эмоции, то
вам, прежде чем следовать предложенным выше советам, нужно понять и принять его переживания или
выразить ему свое сочувствие. Ощущение того, что его понимают и принимают
таким, какой он есть, сыграет решающую роль в преодолении ребенком своих
отрицательных эмоций. Если же вы сразу начнете предлагать ему варианты
поступков и давать советы, то ребенок только расстроится еще больше или займет
оборонительную позицию.
Зачастую все, что от вас требуется, —
это просто внимательно выслушать ребенка, взяв его за руку.
Однажды, когда я рассказывала мужу о своих
неприятных переживаниях, он стал советовать мне, как быстрее забыть о них. В тот момент я почувствовала, что его советы
только отдаляют нас друг от друга и приводят меня в еще большее уныние.
Наконец, я попросила его: «Лучше просто возьми меня за руку и скажи, что
понимаешь, как мне тяжело». Он подержал мои руки в своих, и я почувствовала
себя намного лучше. Уже потом он сказал, что ему самому сделалось намного легче
на душе, когда он просто успокоил меня и не стал настаивать на немедленном
принятии решения по поводу моей проблемы. Мы сами порой попадаем в
неприятные ситуации, когда считаем, что нужно что-то быстро уладить,
переделать, кого-то исцелить или выручить...

Однажды за завтраком я спросила своего мужа, когда он собирается навестить дочерей. (У него от
предыдущего брака есть три дочери,
которые живут в четырех часах езды от нас.)
Он
сказал: «Я говорил им, что приеду в четверг и пробуду у них до субботы».
«Перед
тем как давать обещания подобного рода, — заметила я, — мне хотелось бы, чтобы
ты сначала ставил в извесность и меня».
Муж ответил: «Ну, ведь это же ни к чему не обязывает, планы могут измениться».
«Дело не в том,
обязывает это к чему-либо или нет», резко отреагировала я на его слова. Он мягко
сказал: «Ну к чему такой тон!».
Ненадолго
задумавшись, я ответила: «А мне показалось, что ты совсем не придал значения
тому, о чем я тебя просила».
«Ты права, — согласился Брайан. — Я
действительно преуменьшил значимость твоей просьбы, но с сегодняшнего дня буду
обсуждать с тобой все планы, прежде чем принять окончательное решение».
Я почувствовала, как
мое напряжение ослабло, потому что Брайан с пониманием отнесся к моему
эмоциональному срыву. Его сочувствие избавило нас от возможной ссоры.
Важно
вовремя выражать свои чувства, а не таить обиду.
Давайте представим,
что ваш ребенок берет у вас драгоценности, чтобы поиграть с ними, и не кладет
их на место. Одним вариантом вашей реакции может быть таким: «Почему ты всегда берешь мои вещи? Я никогда
не могу найти их на своем месте. Если ты не перестанешь их брать, я буду
закрывать дверь своей комнаты на ключ!» Не обостряйте с ним отношений и не
угрожайте, иначе он начнет защищать себя или просто не послушается вас. Как
вести разговор, чтобы человек прислушался к вам?
«Меня охватывает чувство...» «Когда ты...» «Потому
что...»
«Я хочу, чтобы...»
«Мне нравится, что ты...»
Вот что примерно можно
было сказать ребенку, используя эту модель.«Меня беспокоит, когда ты берешь мои
драгоценности, потому что если они мне понадобятся, я не смогу взять их там,
где оставила. Поэтому я хочу, чтобы ты клала их на место. А вообще-то мне
нравится, что у тебя хороший вкус». (Если вы испытаете этот прием и у вас
ничего не получится, примените метод логических последствий).

Общаясь с детьми,
внимательно относитесь к тому, что вы говорите и как они на это реагируют.
Следите за выражением лица и положением тела ребенка, чтобы убедиться, что ваше
общение не досаждает ему. Если ребенок начинает объяснять что-то, оправдывая
свое поведение и защищая себя, пытается что-то скрыть или его поведение и вид
вас раздражают, то это не что иное, как проявление его защитной реакции. В
этом случае постарайтесь как-то подбодрить его, чтобы создать атмосферу
доверия и открытости.
Жить в тесном
семейном кругу, сохраняя добрые и здоровые отношения друг с другом, совсем не
просто, ведь для этого требуются постоянное взаимодействие и взаимовыручка. Я
рекомендую вам один раз в неделю проводить семейные собрания. Такие собрания
помогают детям ощущать свою причастность к семейным делам, к тем решениям,
которые мы принимаем, в результате чего они чувствуют большую ответственность.
Семейные собрания предусматривают свободное выражение мнений каждого его
участника без риска, что его за это осудят. Чтобы обеспечить такую уверенность,
вам необходимо договориться друг с другом, что во время их проведения всякая
критика исключается.
Важно проводить
собрания в определенный день недели в конкретное время. Я бы посоветовала сделать
это время обязательным для всех членов семьи и не допускать никаких изменений и
исключений. Если вы станете часто изменять сроки проведения собраний и то один,
то другой член семьи будут на них отсутствовать, то никакой пользы такие «посиделки»
не принесут. Какие дела можно обсуждать на семейных собраниях?










Во время конфликтов слова зачастую
приобретают силу оружия, поэтому лучше отложите ваш разговор до следующего
семейного собрания. Это даст возможность каждому остудить свой пыл. Если
конфликт происходит между детьми, то решение отсрочить выяснение их отношений
до следующего семейного собрания может предотвратить их драки и ссоры. «Мам, а
Бобби взял у меня роликовую доску и не хочет отдавать ее обратно!» — «Почему бы
тебе не вынести этот вопрос на повестку следующего семейного собрания, Сью?» —
отвечает мама.

1. Проводите собрания
один раз в неделю, выбрав такое время, которое обеспечит присутствие всех
членов семьи. Строго придерживайтесь установленного времени. Не изменяйте это
время в интересах того или иного члена семьи.
2. Отключайте на это
время телефон, чтобы никто не смог вам помешать. Это поможет вашим детям
осознать, что такие собрания являются важным событием для всей семьи.
3. Решения должны
приниматься на основе семейного консенсуса, а не волеизъявления большинства.
Консенсус, как известно, означает единодушие мнений. Если после обсуждения вы
не добиваетесь общего согласия, то откладывается вынесение решения до
следующего собрания. Стремитесь принимать такие решения, которые будут выгодны
каждому. Пусть каждый возьмет на себя обязательство поддерживать принятое
решение.
4. На каждом собрании
выбирайте нового ведущего и секретаря (по очереди). Все члены семьи должны
всячески поддерживать ведущего. Роль секретаря — вести записи того, что
обсуждалось и какие решение приняты. Это нужно для того, чтобы в течение недели
не возникали разногласия по принятым решениям.
5. Всегда начинайте
собрание с поощрительных высказываний в адрес каждого члена семьи. Используйте
такие слова: «Мне очень нравится, что ты...» или «Я признателен тебе за то, что
ты...» Приучайте детей отвечать словами благодарности на похвалу в их адрес.
6. Распорядок семейных
дел и «повестки дня» собраний лучше всего прикрепить к холодильнику. Это самое
удобное место, чтобы напомнить каждому о том, что ему предстоит сделать.
7. Приучайте детей к
тому, чтобы их жалобы сопровождались вариантами решения стоящей перед ними
проблемы. Помните, что человек, не участвующий в решении проблемы, сам
становится частью этой проблемы.
8. Рассматривайте на
собрании распорядок дел на каждый день предстоящей недели, предусматривая
совместную, деятельность всех членов семьи.
9. Для того чтобы
собрания проходили более продуктивно, проводите их в общей комнате, убрав
лишние предметы со стола и расставив стулья так, чтобы сидящие были обращены
лицом друг к другу. Ни в коем случае нельзя проводить собрания за едой.
10. Всегда заканчивайте
собрания на веселой и приятной ноте. «Концовку» предоставляется выбирать
ведущему. Можно предложить легкую и необычную закуску, какое-нибудь сладкое
блюдо к вечернему чаю, увлекательную игру или еще что-нибудь интересное для всех.
11. Если у ваших детей
нет желания посещать такие собрания, проконтролируйте свои действия, которые,
возможно, отбивают у детей всякую охоту участвовать в них.
12.
Если
кто-то все-таки пропускает собрание, то он все равно должен выполнять принятые
на нем решения.
13.
Обязательно
удостоверьтесь в том, что каждый покидает собрание с чувством удовлетворения.
Если во время собрания вы вдруг
почувствуете, что оно превращается в тягостное и изнурительное занятие,
прервите его и постарайтесь что-нибудь предпринять для того, чтобы восстановить
в семье атмосферу близости. Замечательным приемом, направленным на достижение
такой атмосферы, может стать проведение праздника вдохновения (см. главу 5).
Главное — сделать семейные собрания желанным событием для каждого члена семьи.
На собраниях почаще ставьте перед
детьми вопросы, которые поначалу могут вызвать у них защитную реакцию.
Поэтому важно, чтобы перед этим между вами и ребенком установилась доверительная
атмосфера. Как только вы ее ощутили, можно отважиться на предъявление той или
иной претензии. В противном случае он может почувствовать себя «на краю
обрыва», «встать в оборону», и вы потеряете шанс на продуктивное общение с
ним.
Отец: «Джо, мне надо
поговорить с тобой».
Джо (грубо): «Ну что
еще?»
(Осторожно: взаимоотношения нарушены —
перед тем, как продолжать, нормализуйте их.)
Отец: «Ты отвечаешь мне так, будто
ждешь от меня очередной нотации. Неужели ты считаешь, что я злоупотребляю
нравоучениями в твой адрес?»
Джо: «Да нет, все
нормально».
Отец: «Ну ладно... ты
знаешь, порой я ловлю себя на мысли, что обращаюсь с тобой так, будто ты
ничего не знаешь, но я ведь так не считаю».
Джо: «Пусть это тебя
не беспокоит, папа. Так чего же ты хотел от меня?»
(Отец только что
наладил взаимоотношения с сыном, поговорив с ним о своих собственных
недостатках, — наступил подходящий момент обратиться к нему с конкретным предложением.)
Отец: «Так вот, я хотел поговорить с
тобой, как нам содержать в чистоте и порядке гостиную. У тебя есть
какие-нибудь соображения на этот счет?» (Если бы отец начал разговор прямо с
последнего вопроса, Джо сразу бы «встал в оборону», и прийти к разумному
решению им было бы сложно.) Практикуясь, вы обнаружите в себе способность
предугадывать ответную реакцию ребенка.
Мы
с вами уже рассмотрели множество воспитательных приемов, и теперь нужно
привести их в систему, определив последовательность применения. Конечно, если
вы уже решили применить на практике предложенный в этой книге подход к
воспитанию. Тем, кого мне удалось сделать своими единомышленниками, я предлагаю
изучить следующие пять шагов, гарантирующих исправление плохого поведения
ребенка.
1.
Установите
и сохраните отношения равноправия и взаимного уважения.
2.
Определите
ошибочную цель поведения ребенка.
3.
Помогите
ребенку распознать его ошибочную цель, не предъявляя ему никаких обвинений.
4.
Создайте
такие условия, при которых его негативное поведение станет бессмысленным и
неуместным.
5.
Поощрив
ребенка, предоставьте ему возможность:





ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ
Книги - удивительный мир,
в котором можно найти что-то очень важное для тебя, необходимое тебе, приятное
или полезное. Книги - это богатство, и чем больше книг ты прочитаешь за свою
жизнь, тем богаче ты станешь. В последнее время все чаще встречаются люди, которые не любят читать. О
каждой прочитанной книге я вспоминаю с благодарностью и теплым дружеским
трепетом. Когда-то мы были с ней, с этой книгой, добрыми друзьями. Детей надо учить читать не только на уровне осмысления
порядка букв, им нужно помочь открыть эту дверцу, за которой прячутся образы,
где происходит круговорот тех событий, которые позволяют дотронуться до
главного, до того, что каким-то образом способно повлиять на всю его жизнь.
Здесь большую роль играет скорочтение, бесспорно.
Ведь, чем медленнее читает ребенок, тем
сложнее ему вникнуть в суть, тем чаще он теряет мысль и, в конце концов, так и не найдя ее, не может
постигнуть той радости чтения, которая заставляет нас каждый раз тянуться за
новой книги с нашей полки. Поэтому первое время, возможно, следует заставлять
малыша читать чаще. Но делать это нужно играючи: организуйте домашний
литературный клуб и читайте друг другу, читайте по очереди или по ролям,
устраивайте прослушивания, читайте сами, подавая пример своему чаду, читайте
вместе, внимательно слушайте чтение другого. Даже если ваш малыш уже научился
хорошо читать, не жалейте своего времени, почитайте ему еще немного. Научив читать и привив любовь к чтению, вы многое
дадите своему ребенку - в книге он найдет немало ответов на вечные вопросы и,
возможно, это упростит ему решение жизненных задач. Много значит и выбор книг. Если вы не знаете о чем в
книге идет речь, можно воспользоваться мнением других. Сейчас можно найти массу
отзывов о книгах в интернете. Но лучше, все же, читать самим. Ведь только вы
знаете своего ребенка настолько, чтобы утверждать, что та или иная книга
придется ему по душе и, мало того, будет полезна.
По материалам статьи Е.А.Вороновой.
Консультация:
«Счастье – это когда
тебя понимают»
Общение и отношения с людьми является одной из основ
человеческой жизни. По словам С. Л. Рубинштейна, сердце человека всё соткано из
его отношений к другим людям; с ним связано главное содержание психической,
внутренней жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее сильные
переживания и поступки. Отношение к другому человеку является центром
духовно-нравственного становления личности и во многом определяют нравственную
ценность человека. Отношения с другими людьми зарождаются и развиваются в
детском возрасте. И этот опыт первых
отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и
определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его
поведение и самочувствие среди людей.Тема зарождения и становления
межличностных отношений чрезвычайно актуальна. Из - за наблюдаемых в последнее
время среди молодежи жестокости, повышенной агрессивности, имеющих свои истоки
в раннем и дошкольном детстве. Для
ребенка взрослые являются образцом во всем. Дети учатся речевому общению,
наблюдая за старшими, слушая и подражая им. У младшего школьника, в отличие от
старших, мышление более конкретное. Он хорошо усваивает то, что представлено
наглядно, все хочет познавать на собственном опыте. Его особенно привлекают те
действия, которые взрослые пытаются скрыть от него. Запоминает малыш не все, а
только то, что его поразило.Дети постоянно изучают то, что наблюдают, и понимают гораздо больше, чем могут сказать. Они всегда стараются подражать взрослым, что порой опасно. Не умея отличать плохое от хорошего, они стремятся делать то, что взрослые запрещают им, но позволяют себе. В связи с этим в присутствии детей нужно воздерживаться от таких действий и поступков, которые не могут послужить для них хорошим примером. Речь детей лучше развивается в атмосфере любви, спокойствия, когда взрослые внимательно слушают их, общаются с детьми, читают им сказки и обсуждают прочитанное. Родителям следует уделять своим детям больше времени, так как в раннем детстве влияние семьи на речевое и когнитивное развитие (когнитивные, т. е. познавательные навыки, которыми ребенок овладевает в дошкольном возрасте, в дальнейшем определяют его способность к чтению, письму, счету, а также к абстрактному и логическому мышлению) и приобщение ребенка к жизни общества - являются решающими.
Именно в эти годы закладываются основы уверенности в себе и успешного общения вне дома, что способствует дальнейшему продвижению ребенка в школе, в компании сверстников. Процесс развития личности – это этап развития отношений между ребенком и взрослым. Педагоги, родители, бабушки и дедушки, старшие сестры и братья должны лучше понимать ребенка и стараться удовлетворять его важные потребности. Если ребенок не ощущает чуткости и любви со стороны окружающих, то у него возникает недоверчивое отношение к миру, а возможно и ощущение страха, которые могут сохраниться на всю жизнь. В процессе развития коммуникативных навыков ребенка, большое внимание необходимо уделять формированию личностных качеств малыша, его чувствам, эмоциям. Когда люди счастливы и находятся в мире с самими собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими.
Каждый человек должен уметь слушать другого человека, воспринимать и стремиться его понять. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностном общении. Очень не многие среди нас могут и умеют по - настоящему хорошо слушать других людей, быть восприимчивыми к ньюансам в их поведении. Но большое значение имеет и способность слушать и понимать и самого себя, то есть осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими людьми. И всему этому детям нужно учиться. Умение не приходит к человеку само собой, оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение. «Счастье - это когда тебя понимают», а это понимание не приходит само собой, ему нужно учиться. «Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья»
Комментарии
Отправить комментарий