Возраст 6 - 7 лет. Скоро в школу.

Скоро в школу 

Нравственно-волевая подготовка детей к школе в семье.
Поступление в школу - важное событие в жизни ребенка. Учеба в школе - нелегкий труд, к которому ребенок должен быть подготовлен. Умение управлять своим поведением, подчинять его нормам и правилам, установленным школой, считаться с интересами окружающих, преодолевать встречающиеся трудности - вот далеко не полный перечень требований, предъявляемых школой будущему первокласснику. Чтобы справиться с ними, ему необходимо обладать такими нравственно-волевыми качествами, как организованность, ответственность, самостоятельность, настойчивость, дисциплинированность. 
Понаблюдайте за своим ребенком в разных видах деятельности, в разных условиях  общения и отметьте, достаточно ли воспитаны у него данные качества.
Рассмотрим характеристики этих качеств.
Организованность:
·        умение следовать цели, поставленной взрослым или выдвигаемой самостоятельно; подчинение ей в своей деятельности;
·        умение руководствоваться планом, предложенным взрослыми, и самостоятельное осуществление намеченных последовательно действий;
·        рациональное использование времени, установленного для выполнения задания, умение ускорить темп работы;
·        умение сдерживать импульсивные порывы, контролировать свои действия, руководствуясь указаниями взрослых, сравнивать замысел с достигнутым результатом;
·        умение справедливо оценить свою работу и работу товарищей, находить недостатки в своей работе;
·        внешняя организованность: порядок на рабочем месте, аккуратность в обращении с материалами для работы, отсутствие отвлечений от работы.

 Ответственность:
·        понимание ребенком значимости и необходимости обязательного выполнения деятельности, имеющей значение не только для него лично, но и для других людей, а также готовность держать ответ за полученное дело;
·        умение и желание преодолевать встретившиеся трудности и препятствия, переделывать, если получилось неудачно, искать наиболее рациональные приемы;
·        удовлетворение от того, что дали поручение, беспокойство за успех;
·        умение оценить результата труда.
Самостоятельность:
·        охотное принятие ребенком предложения что-либо сделать, умение самому найти себе полезные дела и создать условия для игры, занятия, работы;
·        выполнение задания при отсутствии контроля со стороны взрослого;
·        умение выполнить работу без посторонней помощи;
·        умение преодолевать трудности и достигать результатов;
·        моральное удовлетворение от самостоятельно выполненного действия.
Дисциплинированность:
·        охотное и своевременное выполнение требований взрослых, а также поручений и обязанностей;
·        умение удерживать себя от поступков, идущих вразрез с требованиями дисциплины;
·        умение согласовывать свои интересы, желания с интересами и желаниями окружающих;
Настойчивость:
·        умение  мобилизовать усилия к достижению поставленной цели и достигать ее;
·        преодоление трудностей и препятствий, встречающихся на пути к достижению цели;
·        доведение начатого дела до конца

Что должен знать и уметь ребенок к 7 годам

1.   Целенаправленно и осмысленно воспринимать предметы и явления
окружающей действительности, анализировать их признаки (цвет, форма, величина, пространственное положение). Понимать связь между назначением, строением и материалом. Группировать предметы внутри одного вида.
1.   Знать основные цвета и их оттенки. Определять насыщенность цвета, контрастной, светлоту. Использовать эталоны цвета при описании предметов.
2.   Различать и называть геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник), объемные геометрические тела (шар, куб, конус, призма, пирамида, цилиндр, эллипсоид, кирпич). Создавать из геометрических фигур узоры, предметные изображения, сложные геометрические фигуры.
3.     Зрительно анализировать и словесно обозначать величину предметов (длину, ширину, высоту, толщину). С помощью условных мер сличать размеры предметов, делить предметы на части, сравнивать по величине.
4. Группировать предметы по признакам (цвет, форма, величина, пространственное положение, материал).
5.     Сравнивать, соотносить пространственное положение частей своего тела и стоящего напротив, с отображением в зеркале. Понимать относительность пространства при повороте на 90 и 180 градусов. Определять пространственное отношение между собой и окружающими предметами, между предмета (объектами). Словесно обозначать пространственное расположение предметов (перед, за, между, рядом, слева, справа и т.д.). Ориентироваться на листе бумаги, составлять простейшие схемы пространства. Ориентироваться на листе бумаги в клетку.
6.     Последовательно называть части суток, времена года, дни недели, месяцы года.
7.     Составлять из 8-10 частей сюжетное изображение.
8.Обводить изображение предметов через кальку, по трафаретам, штриховатьв разных направлениях, вырезать по контуру.
9.     Называть своё имя, фамилию, отчество, возраст (день рождения, в какое
время года), имя и отчество родителей, где и кем работают, домашний адрес,
телефон устанавливать родственные связи.

Психологические особенности
развития дошкольника  6-7 лет

Ведущая деятельность сюжетно-ролевая игра.
Ведущая потребность – общение.
Ведущая функция – воображение.
Особенности возраста:
Проявление произвольности всех психических процессов.
Повышенная чувствительность.
Полное доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого, отношение к взрослому, как к единственному источнику достоверного знания.
Появление кризиса семи лет (капризы, демонстративное поведение).
Восприятие  Усваивают отдельные эталоны и системы, в которые эти эталоны включены. 
Производят обобщение предметов по существенным признакам и свойствам.
Складывается представление о пространстве, развивается ориентировка в нём.
Изменяется целостное восприятие предмета. Оно становится более четким и одновременно более расчлененным (ребенок не только хорошо представляет себе общее очертание предмета, но и умеет выделять его существенные части, правильно представляет себе их форму, соотношение по величине, пространственное расположение).
Дети решают практические и проблемно-практические задачи методом практического примеривания и методом зрительной ориентировки.
    Восприятие оттенков изученных эмоциональных состояний.

-      имеет завышенный уровень притязаний;  
-      потребность в общении ведущая;
-      общение со взрослыми – внеситуативно – личностное
-      в общении со сверстниками происходит переход от ситуативно – деловой формы к внеситуативно – деловой;
-      ведущая деятельность  - сюжетно – ролевая игра;
-      принимать и удерживать 3 правила в игровой ситуации и 2 правила – в учебной ситуации;
-      называние  узнавание по пиктограмме эмоциональных состояний: радость, грусть, гнев, удивление, испуг;
-      умение рассказать о своём настроение;
-      знание способов выражения и изменения этих эмоциональных состояний;
умение определить эмоциональное состояние у героев сказки;
Воображение -      ведущая функция;  
-      развитие фантазии;
проявление творческой активности;
Осведомление  -      называет свою фамилию, имя, отчество;
-      знает фамилию, имя, отчество родителей, профессию, адрес, город в котором живёт.  
-      анализ: описание предмета по известным признакам; выполнение заданий: «найди шестое», и «логические цепочки» из 3 предметов и двум признакам; исключение на основе всех изученных сообщений.
-      зрительный синтез:из 6 частей без образца и из 6 частей – со зрительной опорой на образец.
-      сравнение предметов: по изученным свойствам, по материалу, по расположению в пространстве, на основе зрительного восприятия , сравнение двух картинок; ребёнок должен самостоятельно называть по 5 сходств, 5 отличий.
-      обобщение: на основе изученных свойств; по материалу; по эмоциональному состоянию; времена года, месяцы, дни недели, посуда, мебель, транспорт; выполнение операции конкретизации на основе имеющихся обобщений.
-      сериация: по цвету – 4 оттенка; по величине – 5 предметов; по эмоциональному состоянию – 4 карточки; по свойствам – 3 предмета.
классификация: на основе имеющихся обобщений по двум признакам с помощью взрослого.
Мышление  Наглядно-образное мышление становится более обобщенным. Дети могут понимать сложные схематические изображения, представлять на их основе реальную ситуацию и даже самостоятельно создавать такие изображения.
 На основе образного мышления начинает формироваться словесно-логическое мышление, которое даёт возможность усваивать элементарные научные знания.-      проявление элементов произвольности;
-      проявление творческой активности;
-      наглядно – действенное: самостоятельно с предметом путём зрительного соотношения, с учётом формы и величины;
-      наглядно – образное: понимает простые схемы изображений, представляя на их основе реальную ситуацию. 
-    при описании предмета в сравнении, классификации, использует отвлечённые категории, опираясь на существенные признаки;
- пользуется обобщенными понятиями, классифицирует по частным признакам (домашние, дикие животные, виды посуды, транспорта и т.д.)
-      словесно – логическое: находит простые аналогии – антонимы и синонимы;
-      определяет логические последовательности событий (по серии, сюжетные картинки);
понимают элементарные причинно – следственные связи;
Внимание  -      переключение – распределение внимания по двум признакам, легко переходит от одного к другому;
-      концентрация: рассматривает привлекательную картинку в течении 15 – 20 секунд;
-   объём – 5 предметов
-      устойчивость – 15 – 20 минут;
концентрация: нахождение в рисунке контура известного изображения, имеющего до 4 мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделение в рисунке 5 контуров предметов, наложенных частично.
Память  -      зрительная образная: объём – 5 предметов; 

-      присутствуют элементы     опосредованного запоминания.
-      слуховая образная: объём – 4 – 5 звуков;
-      слуховая  вербальная: объём – 5 слов;
-      долговременная: рассказывают стихи, сказку;
-      кратковременная: воспроизводит  5 – 6 слов;
тактильная: объём – 4 – 5 предметов;
Восприятие  -      эмоциональных состояний: радость, грусть, гнев, удивление, испуг; узнавание, называние, соотнесение;
-      звука: колокольчик, свисток, бубен, деревянные ложки, хлопки в ладоши, погремушка; узнавание, описание, (громкий – тихий, низкий – высокий, звонкий – глухой), подражание.
-      запаха: цветочный, фруктовый, хвойный, медовый, цитрусовый, ванильный;  узнавание, описание, (слабый – резкий, приятный – неприятный, сладкий)  
-      свойство предметов: тяжёлый – лёгкий, жёсткий – мягкий, шершавый – гладкий, прозрачный – непрозрачный, горячий – холодный, светлый – тёмный, сухой – мокрый; по материалу: деревянный, железный, тканевый, стеклянный, бумажный и т.д.
-      пространство: высоко – низко, слева – справа, впереди – сзади; определение нахождения предмета, расположение предмета по инструкции в определённом месте.
времени: утро, вечер, день, ночь, вчера, сегодня, завтра; соотнесение события со временем его происшествия.  

     Познавательные интересы вашего ребенка.

            Уровень познавательных интересов во многом определяет подготовку ребенка к обучению в школе. Поэтому родителям важно знать показатели познавательных интересов у старших дошкольников. Понаблюдайте за своим ребенком в разных видах деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками, чтобы выяснить, сформированы ли у него познавательные интересы. При этом обратите внимание на следующее:  

  • задает ли ваш ребенок вопросы, каково их содержание и количество:
  • стремится ли ребенок пополнить свои знания об интересующем его предмете, используя различные средства информации (просит прочитать, рассказать; рассматривает иллюстративный материал; самостоятельно наблюдает; осуществляет несложные опыты; обращается к теле – и радиопередачам, познавательным компьютерным программам).
  • Рассказывает ли взрослым и сверстникам о своих интересах;
  • Участвует ли в беседе о том, что его интересует (проявляет при этом активность, инициативу, охотно ли делится своими знаниями);
  • Отражает ли свои впечатления в разных видах деятельности, проявляя при этом инициативу, творчество (игры, рассказы, рисунки, лепка, конструирование, поделки из природного материала и пр.);
  • Способен ли к длительному сосредоточению внимания, есть ли отвлечения, умеет ли элементарно планировать деятельность, пытается ли преодолеть возникшие трудности;
  • Свойственна ли ребенку увлеченность, эмоциональность и выразительность речи, мимики, движений при проявлении интереса?
Скоро наши дети станут школьниками. Что принесет им школьная жизнь? Будет ли она успешной, радостной или омрачится неудачами, огорчениями? Во многом это зависит, как мы подготовим ребенка к школе, насколько сумеем сформировать у него те качества, которые определяют эффективность обучения. 

            При подготовке ребенка к школе большое значение имеет воспитание у него внутренней потребности в знаниях. Необходимость формирования у старших дошкольников познавательных интересов убедительно доказывается результатами современных исследований, посвященных изучению образовательной работы с первоклассниками. Определенную категорию неуспевающих и недисциплинированных учеников составляют так называемые «интеллектуально пассивные» дети, для которых характерно отрицательное отношение к умственной работе, стремление избежать активной мыслительной деятельности. Причиной «интеллектуальной пассивности» детей является несформированный в дошкольные годы познавательный интерес.
            Стремление узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, желание вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения характеризуют развивающийся познавательный интерес. Основа познавательного интереса – активная мыслительная деятельность. Под ее влиянием ребенок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной  или практической задачи. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха, в случае если проявил догадку, получил одобрение взрослых, - создают у ребенка уверенность в своих силах.
            Познавательный интерес связан с деятельностью памяти. Вы, конечно, замечали, что дошкольник легче и прочнее запоминает интересный материал, быстрее его воспроизводит. Условием возникновения познавательного интереса является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретаемыми знаниями, нахождение в привычном, хорошо знакомом предмете новых сторон, свойств, отношений. Интересы могут быть устойчивыми и неустойчивыми. На развитие ребенка влияют устойчивые интересы, поскольку в них выражается направленность личности, которая определяет поведение, поступки, характер познавательной деятельности.
            Прочные знания – основа активности ребенка. Они способствуют проявлению живого интереса к действительности. Недаром народная мудрость гласит: «Любить – значит знать».
            Советуем родителям использовать каждую возможность для обогащения ребенка яркими впечатлениями об окружающей жизни. Очень полезно проводить с детьми прогулки и экскурсии.
            Не стремитесь объяснять и рассказывать ребенку обо всем, что он видит на прогулках, экскурсиях и по телевизору. Для развития интереса ребенка целесообразнее возбуждать его познавательную активность, стимулировать появления у него вопросов, стремление находить на них ответы посредством наблюдений, размышлений. Например, вы с ребенком прогуливаетесь в лесу. Предложите сыну или дочери определить, что изменилось в лесу со времени последнего посещения; задать вопросы и придумать загадки о том, что он видит; вспомнить и прочитать строки из ранее выученных стихотворений о природе.
           
Знакомя детей с окружающим миром, чаще прибегайте к приему сравнения. Благодаря сравнению предметов, явлений действительности, ребенок глубже познает их, выделяет в них новые качества, свойства, что дает возможность по-иному взглянуть на то, что казалось ему хорошо знакомым. Так, на улице города ребенку можно предложить сравнить разные виды транспорта (автобус и троллейбус, троллейбус и трамвай, грузовую и легковую машины). Старшие дошкольники могут сравнивать непосредственно наблюдаемый объект с другим объектом, запечатленным в памяти. Например, вечером, возвращаясь из детского сада домой, предложите ребенку вспомнить, каким небо было утром, отметить изменения. Побуждая ребенка к сравнению, мы повышаем его наблюдательность, обеспечиваем более активное и сознательное усвоение знаний.
            В дошкольном возрасте детей привлекает все новое и необычное. Но это не значит, что для развития интереса ребенка родители должны постоянно сообщать ему новые знания. Важно возбуждать интерес ребенка к привычным для него предметам. Например, предложите понаблюдать за одуванчиками. Ребенок отметит, что одуванчик поворачивает головку за солнцем, а вечером закрывает свой глазок, что на душистый запах цветка слетается много насекомых, что семена растения легкие, как парашютики.
Познавательный интерес дошкольников отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности. Так, ваш сын интересуется транспортом. Приобретите ему соответствующие игрушки, смастерите вместе с ним какие-либо модели, помогите развернуть игру, время от времени принимайте в ней участие. Предложите мальчику нарисовать то, что его интересует, поддерживайте беседы на эту тему. 

            Интерес, осуществляемый в деятельности, становится стойким и осознанным. Если деятельность протекает успешно, то у ребенка усиливается желание заниматься ею, что благотворно сказывается на развитии у него познавательного интереса. Поощряйте занятия и игры детей, относитесь к ним одобрительно, помогайте довести начатое дело до конца. Внимание родителей воодушевляет ребенка, а участие в их детских играх и занятиях особенно радует дошкольников.                              

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Подготовка детей к школе: Понятийно – логическое мышление:

Рекомендации для родителей при подготовке к школе.

консультация для родителей Понимаем ли мы друг друга?